На 8 декабря запланирована встреча министров иностранных дел ЕС, на которой должен быть сделан очередной шаг в реализации инициативы «Восточное партнерство». Примечательно, что данное заседание будет проходить в день образования СНГ. Продвижению европейцев на постсоветском пространстве способствуют процессы, которые получили свое развитие в странах СНГ с момента распада СССР.
Так, советское наследие, на которое по инерции еще пытается опираться Россия, перестает работать. Политические элиты стран СНГ на протяжении всех лет независимости обращают свой взор на Запад, не связывая развитие своих стран с Россией и провозглашая европейскую интеграцию приоритетом внешней политики. При этом одни действуют напористо и где-то агрессивно, пытаясь заручиться поддержкой западных стран, другие не торопятся разрывать отношения с Россией, понимая всю глубину экономических издержек.
Во-вторых, за прошедшие 18 лет с момента распада СССР в странах СНГ сформировалась прослойка населения, прежде всего молодежи, которая совсем по-иному видит отношения с Россией. Нельзя сказать, что вся молодежь стран постсоветского пространства настроена против России. Но немало и тех, кто связывает свою жизнь и развитие своего государства с Европой, а в более широком контексте – с западными странами. В формировании новых жизненных установок активно участвуют политики, дающие заказ на разработку учебной литературы. Через учебники, используемые в школе, молодежи навязываются искаженные представления о роли России в мире, подчеркивается ее негативное влияние на развитие новых независимых государств. Главный тезис, который проводится в большей части новых учебников постсоветских стран, – их независимости угрожает Россия. Все положительные стороны сотрудничества с Россией на современном этапе, выгоды от вхождения в состав СССР замалчиваются либо подаются в искаженном виде.
В-третьих, процесс становления национальных государств в бывших советских республиках, начавшийся почти 20 лет назад, набирает силу. Во многом это объясняет, почему, несмотря на протесты России, страны СНГ упорно продолжают создавать свою историю и сносят советские памятники.
Это в какой-то степени объясняет, почему за годы своего существования СНГ не превратилось в эффективную региональную организацию. Ослабление российского влияния в 90-х годах было обусловлено не только просчетами России, но и рядом объективных факторов. Прежде всего внутриполитическими процессами в странах СНГ, а также направленностью их внешнеполитического курса, ориентированного на укрепление отношений с западными государствами. Это усиливало дефрагментацию постсоветского пространства, которое утрачивало геополитическое единство.
Выдвигаемые в последнее десятилетие Россией геополитические проекты в виде Союзного государства, ЕврАзЭС, ОДКБ, Таможенного союза трех государств замедлили дезинтеграцию постсоветского пространства. Но вряд ли можно говорить о формировании долгосрочных тенденций на этом направлении. В итоге выход одних стран из СНГ и участие других в альтернативных организациях привели к тому, что формально зона российского влияния ограничивается лишь партнерами по ЕврАзЭС. Да и те не торопятся следовать в фарватере российской политики, пишет
Независимая газета.
Подобная ситуация устраивает европейцев, которых в странах СНГ привлекают дешевая рабочая сила, рынки сбыта и природные ресурсы. Очевидно, что бывшие советские республики не будут полноправными партнерами ЕС. Глубина сотрудничества с ними будет определяться их готовностью дружить против России.
«Восточное партнерство» лишь один из инструментов, который ставит Россию перед фактом, когда ей пока в завуалированной форме предлагают распрощаться со своими геополитическими амбициями и перестать рассматривать постсоветское пространство как зону своих особых интересов. Подобная позиция в перспективе может усилить соперничество между Россией и Западом за страны СНГ, которые постепенно превращаются в «санитарный кордон», призванный сдерживать российские геополитические амбиции.