Российская Госавтоинспекция возьмет под особый контроль автомобили со слепящими фарами. В некоторых регионах страны ГИБДД уже начала применять новые поправки в ПДД, предполагающие запрет на установку ксеноновых ламп в фары, предназначенные для ламп накаливания.
Как сообщает
"Российская газета", в нескольких регионах страны местные отделения Госавтоинспекции проявили инициативу и начали привлекать за "левый" ксенон по части 3 статьи 12.5 Кодекса об административных правонарушениях. Именно в ней предусмотрена ответственность за управление автомобилем, если цвет огней и режим работы его световых приборов не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации (приложение к ПДД). За такое нарушение грозит серьезное наказание - лишение прав от шести месяцев до года.
Первыми на практике опробовали нововведение инспекторы Татарстана. Следом за Татарстаном применять новую практику начали в других регионах. Однако сразу же пошли обращения по поводу законности их действий. Главный вопрос в том, как "на глаз" определить "законность" установки ксенона и какое наказание применять в каждом конкретном случае.
Именно поэтому ГАИ и дала новые разъяснения, которые размещены на сайте департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России. Определить в полевых условиях, предназначена фара для использования ксенона или нет, по данным ГАИ, довольно просто: инспектору достаточно прочитать маркировку стекла фары. Если в ней есть буква "D", значит, скорее всего, использование газоразрядной лампы законно. Если нет - водитель однозначно нарушает вышеупомянутый пункт ПДД, режим работы такой фары не соответствует требованиям безопасности.
Тонкости отличий ксенона от фар с галогеном или с лампами накаливания разъяснил Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильной электроники и электрооборудования. По данным института, обычный отражатель, предназначенный для галогенных фар, если в него поставить газоразрядную лампу (ксенон), будет распределять свет совершенно по-иному. И, как следствие, слепить всех встречных. К тому же у многих фар сам рассеиватель света - внешнее стекло - не предназначено для использования газоразрядных ламп. Пластик быстро мутнеет, и свет распределяется еще хуже. Поэтому использование ксенона в не предназначенных для этого фарах запрещается.
По данным издания, буква "D" в маркировке фары, стекла и самой лампы - обязательный признак "правильного" ксенона. Кроме того, "правильные" ксеноновые фары оборудованы автоматическим корректором: при включении фара светит сначала в землю, а потом поднимается до нужного уровня, в зависимости от наклона местности или загрузки автомобиля. Кроме того, ксенон в обязательном порядке оборудуется омывателем фар.
Нововведения вызывают массу споров по поводу применения данной практики на дороге. По закону инспектор ГИБДД не имеет права проверять техническое состояние автомобиля при наличии талона ТО. С другой стороны, остановив водителя, например, за превышение скорости и вдруг обнаружив несоответствие фар, он должен возбудить против него административное дело по этому факту.
Надо отметить, что использование ксенона, не только прихоть водителя, но и средство повышения безопасности на дороге. Российские трассы отличаются большим количеством ям и рытвин, да и освещение дорог не всегда на хорошем уровне. Тем водителям, которые все-таки решили установить ксенон на свой автомобиль, департамент советует требовать от сервиса замены фары полностью, а не только лампочки. При этом спрашивать сертификат соответствия на устанавливаемое оборудование. Если сертификата нет - с таким сервисом лучше не связываться.