Примерно 10 лет назад активно обсуждался процесс перехода рекламодателей от национальных рекламных кампаний к региональным. Тому было много причин, таких как более точное воздействие на целевую аудиторию, дешевизна региональной рекламы относительно столичных расценок, рост доходов регионов и др. Сегодня мы(рекламное агентство "Порт") видим, что региональная реклама серьезно выросла, имеет довольно большие объемы, рекламный рынок в регионах сложился и продолжает развиваться.
Однако стоит отметить, что, говоря о региональных рекламных рынках, мы, прежде всего, говорим о рынках региональных и областных центров, в лучшем случае еще о нескольких наиболее крупных городах в областях. Небольшие города и поселки не берутся в расчет. Рекламный рынок, в лучшем случае, ограничивается там местной газетой, типографией, которая работает на эту самую единственную газету, одной-двумя фирмами по размещению наружной рекламы (как правило, только на биллбордах), если повезет – местным телеканалом.
Все бы ничего, местным жителям вроде и без насыщенных потоков рекламной информации хорошо, компании и так делают свою прибыль. Однако в последнее время интерес к небольшим населенным пунктам у рекламодателей стал повышаться. Наблюдается стабильный рост числа запросов на реализацию рекламных проектов на территории не относительно крупных городов, где контакты давно налажены, специалисты имеются и особых проблем с проведением того или иного мероприятия нет, а к городкам, где нет населения и 50 тыс., а то и 20 тыс. человек.
С чем это может быть связано? Думаю, дело в том, что рынки столицы, региональных и областных центров уже перенасыщены предложением товаров и их рекламой. Доли производителей и продавцов поделены. Для того чтобы «переманить» клиента от конкурентов к себе требуется все больше усилий и финансовых вложений. Поэтому рекламодатели и начинают обращать все большее внимание на местные рынки более мелких населенных пунктов, которые до недавнего времени не казались им привлекательными и стратегически важными.
Кроме того, у местной рекламы есть и еще один несомненный плюс – это ее дешевизна. Цены на размещение здесь ниже, чем в более «рекламно развитых» городах.
Однако есть здесь свои «подводные камни», осложняющие рекламодателям жизнь. В связи с тем, что продвижение на местных рынках не представляло ранее для компаний особого интереса, реклама здесь просто не развита.
Основная проблема возникает еще на стадии планирования промо-акции и заключается в том, что рынки маленьких городов просто не изучены, в большинстве случаев нет информации о специфике конкретной местной аудитории, ее портрете, медиапредпочтениях и т.д.
Но, несмотря ни на что, тенденция роста интереса рекламодателей к небольшим и малым населенным пунктам есть. А это значит, что в скором времени мы увидим развитие местного рекламного рынка: спрос рождает предложение, как не крути. Где-то уже появляются, где-то появятся местные рекламные агентства, которые будут накапливать профессиональный опыт и смогут удовлетворить запросы клиента. Развитие этого рынка вероятно приведет к повышению местных цен на данные услуги, однако избавит от необходимости нести еще большие расходы, связанные с транспортными и временными затратами неместных исполнителей.
В конце концов, возросший интерес к местным рынкам и продвижению на них приведет к их развитию, насыщению и усилению конкуренции. А ведь известно, что конкуренция – вещь крайне полезная и необходимая для нормального развития рыночной экономики. Так что, думаю, в целом рост интереса рекламодателей к «местному продвижению» – процесс позитивный и закономерный.