Прорывом в сфере управления считается концепция научного управления Фредрика Тейлора, основателя школы научного менеджмента.
В пределах твердого рационализма он сформулировал основные принципы системы управления индивидуальным трудом рабочих: детальное исследование трудовых процессов, нормирования на основе непосредственного измерения расходов рабочего времени, с помощью хронометражных наблюдений; специальная система сдельной заработной платы: методом отбора, учебы и тренировки рабочих; повышение и распределение ответственности по результатам работы между менеджерами и рабочими.
Следующий шаг у развития науки и практики менеджмента как школы человеческих отношений и поведенческих наук – концепция классической школы административного управления.
Ее творца Анри Файоля считают отцом менеджмента. Он изложил принцип управления, определил характерные виды деятельности руководителей – планирования, организацию, руководство, координацию и контроль.
Имеют определенный интерес для сегодняшней практики такие принципы:
1. каждому работнику – делегирование полномочий, достаточный для того, чтобы быть ответственным за выполнение работы; 2. интересы организации преобладают над интересами индивида; 3. работники получают справедливое вознаграждение за свой труд; 4. инициатива поощряется; 5. гармония интереса персонала и организации обеспечивает единство усилий, в единстве – сила.
Анри Файоль при создании своей концепции начал количественный, системный, ситуационный подходы. Для школ менеджмента характерное исследование поведения людей у организации, ее мотивации, проблемы лидерства: ведь главный ресурс фирмы – человек.
Развитие науки менеджмента в этом направлении неразрывно связанная с деятельностью американского ученого-социолога и психолога Елтона Мейо. Согласно системного и ситуационным подходами организации рассматривают как система взаимозависимых блоков, элементов, ланок.
Принятие управленческих решений следует осуществлять на основе изучения всей совокупности ситуационных факторов. Таким способом в течение ХХ века состоялась трансформация науки управления от традиционного менеджмента к современному.
Современный менеджмент Современный менеджмент выдвигает на первое место не внутренние факторы – рациональную организацию производства, снижения расходов, а проблему четкости и адаптации к переменчивым условиям внешней среды.
Правительство, потребители, конкуренты –объекты постоянного внимания менеджмента, организации. Используется ситуационный подход в соответствии с анализируемыми конкретными обстоятельствами, которые выплывают на результаты работы фирмы в определенный момент.
Разрабатываются специфические приемы эффективного достижения стратегических и текущих целей. Предприятие рассматривается как система, которая имеет общественное назначение. Главный ресурс – человек. Мобилизировать ее творческую активность можно лишь на основе системы мотивации.
Она - не слепой исполнитель. А вместе с менеджером – генератор идей. Необходимо создать условия для реализации творческого потенциала работника, воспитывать у него чувство зрел хозяина, совладельца фирмы. В своей книге “ Из деланно в Японии” Акио Морита назвал распределение о менеджменте “Мы все – одна семья”.
Он написал “в японских компаниях нет никаких секретов или тайных рецептов успеха. Важнейшее задание японского менеджмента – сформировать такое отношение к корпорации, как к родной семье, сформировать понимание того, что у рабочих и менеджеров одна судьба”.
Лишь при таких условиях реализуется направленность на инновации, без этого фирма не будет иметь стабильного положения на конкурентном рынке. Современный менеджмент опирается на развитую систему маркетинга, основа которого – удовлетворение потребностей покупателя.
Основа деятельности фирмы – планирование. Сочетание стратегического плана со среднесрочными и текущими планами обеспечивает стабильность результатов работы фирмы. Современный менеджмент – это новейшие технологии принятия решений. Широкое использование современных средств коммуникаций и много чего другого.
Менеджмент – это искусство бесконфликтного руководства, которое превращает хаотическое содружество людей в организованную, целеустремленную, производительную группу с общими целями и заданиями.