Если Вы предприниматель или владелец небольшого бизнеса, то перед Вами рано или поздно встанет вопрос о том, как и какими силами осуществлять ведение бухучета. Что же по этому поводу говорит действующее законодательство? Если обратиться к Федеральному закону от 21.11.96 г. №129 ФЗ «О бухгалтерском учете» то увидим, что бухгалтерский учет в организации может вести: 1.Бухгалтерская служба предприятия или штатный бухгалтер. 2.Специализированная организация на договорных началах. 3.Руководитель организации лично.
Крупные компании имеют большой объем учетной работы и для них приемлемым остается только организация собственной бухгалтерии . Предприятия малого и среднего бизнеса имеют значительно меньший объем работы и у них существует возможность выбора между всеми тремя способами. Коротко рассмотрим их достоинства и недостатки.
Вы приняли на работу штатного бухгалтера. Идеальным вариантом для любой организации будет наличие в штате профессионального , грамотного и лояльного главного бухгалтера, который не требует за свой труд высокой заработной платы, осуществляя ведение бухучета.. Если Вам удалось найти такого человека, то Вы можете быть спокойным за свой бизнес. Однако убедиться в том, что Вы нашли именно такого человека удастся только по истечении определенного времени до налоговой проверки. Если Вы ошиблись в выборе, то после налоговой проверки сразу почувствуете это в виде штрафных санкций, поскольку КЗоТ не позволяет переложить их на бухгалтера. Величина этих санкций будет прямо пропорциональна величине Вашей ошибки.
Вы сами взялись за ведение бухучета.
Часть вышеприведенных проблем снимается автоматически, если Вы сами взялись за ведение бухучета .Но при этом возникает две дополнительные проблемы. Первая – для этого нужны специальные знания и опыт. Иначе последствия будут ещё более тяжелыми, чем в случае, когда ведение бухучета осуществляет бухгалтер с низкой квалификацией. Вторая – это время, которое Вы будете тратить на ведение бухучета.
Вы поручили ведение бухучета специализированной компании
В нашей стране последнее время активно развиваются бухгалтерские услуги т.е. ведение бухучета небольших предприятий специализированными фирмами : бухгалтерскими и аудиторскими, которые осуществляются на основе договоров. Если Вы поручили ведение бухучета специализированной компании, то технология взаимодействия чаще всего выглядит следующим образом. Бухгалтерская компания изучает Ваш бизнес , определяет объем работ, который необходимо выполнять, чтобы осуществлять ведение бухучета, согласовывает стоимость бухгалтерских услуг , которая в большинстве случаев оказывается меньше, чем стоимость квалифицированного главного бухгалтера и затрат на обеспечение его нормальной работы, включающих компьютеры, математическое обеспечение и всевозможные расходные материалы. Затем заключается договор на бухгалтерское обслуживание. Вашей задачей остается передача бухгалтерской фирме в оговоренные сроки первичных учетных документов , подписание бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций. Важным преимуществом, когда ведение бухучета поручено бухгалтерской фирме является возможность привлечь фирму к гражданской ответственности, если Вы понесете убытки по её вине. Но в любом деле, как и у медали, есть две стороны. К недостаткам следует отнести меньшую оперативность при принятии решения, когда для его принятия требуется консультации по бухгалтерским вопросам.
Итак, каждый из рассмотренных способов ведения бухучета имеет свои достоинства и недостатки. Какой способ ведения бухучета наиболее приемлем для Вас, кому поручить ведение бухучета – решать Вам. Но мы надеемся, что эта статья хотя бы отчасти поможет сделать Вам правильный выбор.