Вы решили организовать свое дело или придать вашему предприятию юридический статус и раздумываете, самому окунуться в рутинный процесс регистрации предприятия или поручить это посреднической компании. До взвешивания всех «за» и «против» услуги посреднической компании выглядят очень привлекательно. За небольшой гонорар она готова проделать большую работу и избавить вас от хлопот. Но есть вещи, которые надо помнить, когда вы обращаетесь в подобные фирмы.
1. Вы надеетесь, что посетите компанию, оказывающую услуги по регистрации предприятий, только два раза - в день, в который дадите им задание открыть вашу фирму, и когда придете забрать все документы, и больше никаких хлопот. Однако на самом деле вам придется несколько раз прийти в эту компанию и тоже выполнить кое-какую работу. Вот примерный перечень того, что и когда вам предстоит сделать:
шаг 1: заполнить анкету (у каждой фирмы своя) на открытие фирмы;
шаг 2: подписать подготовленные документы для подачи на регистрацию;
шаг 3: сходить к нотариусу для заверения ряда документов для регистрации;
шаг 4: появиться в налоговой для подачи документов на регистрацию;
шаг 5: забрать комплект документов для открытия расчетного счета и печать;
шаг 6: сходить к нотариусу для заверения документов на открытие расчетного счета;
шаг 7: подать документы для открытия расчетного счета в банк;
шаг 8: забрать уведомления из фондов в посреднической фирме.
2. Компании предоставляют за дополнительную плату юридический адрес, который предоставляет собой договор аренды помещения, по которому будет зарегистрирована ваша компания. Стандартный срок такой аренды составляет 11 месяцев, по его истечении нужно либо продлевать договор, либо заключать новое соглашение на аренду с предоставлением юридического адреса, что может привести к смене налоговой инспекции. Процесс смены налоговой инспекции, скорее всего, покажется вам хлопотным, утомительным и повлечет за собой дополнительные затраты времени. Чтобы получать корреспонденцию, которая будет приходить к вам на юридический адрес, вы должны будете заключить договор или с компанией, предоставившей юридический адрес, или с почтовым отделением, что также приведет к дополнительным расходам.
3. Зачастую в пакет услуг входит изготовление печати, но ваша печать не будет зарегистрирована в соответствующем реестре. В настоящий момент законодательство не требует обязательной регистрации печатей, как это было до недавнего времени, и если вы хотите, чтобы ваша печать была зарегистрирована, придется за это дополнительно заплатить. В итоге у вас будет две печати - зарегистрированная в реестре и не зарегистрированная, и если вы сразу не уточните (возможно, вас и не предупредят), что ваша печать не будет вноситься в реестр, вам придется появиться в посреднической фирме еще раз, чтобы согласовать эскиз печати и подписать необходимые документы.
4. Обратите внимание на документы, которые вам подготовят для регистрации (например, устав), внимательно проверьте, нет ли в них ошибок и все ли вас устраивает. В перечне видов деятельности вы можете обнаружить ту, которую даже и не думали осуществлять. Если при внимательном ознакомлении с документом вы заметите нечто подобное, значит, сотрудник посреднической компании подсунул вам типовой устав, т. е. тот, в котором перечислены все виды деятельности из классификатора. В учредительных документах не должно быть ошибок, которые могли бы привести к осложнениям. Помните: вы платите деньги и должны получить услугу соответствующего качества.
Следовательно, все документы, которые готовит компания, должны быть вами прочитаны и осмыслены. Если возникают какие-то вопросы, непонимание и разногласия, нужно просить разъяснений и корректировки в документах.
Связывая свои отношения с посреднической фирмой, вы должны обратить внимание на вышеперечисленные сведения и знать, что в этих фирмах работают люди, для которых зачастую вы просто очередной клиент, которого надо побыстрее «обработать». По этой причине они могут просто забыть сообщить вам важную информацию - например, о том, что фирма уведомит налоговую инспекцию об открытии для вас расчетного счета по почте, а не направит курьера в канцелярию инспекции. Вы же можете для себя решить, что будет наоборот.
Как и все люди, представители таких компаний тоже ошибаются, не соблюдают сроки, иногда не способны посоветовать, в каком банке лучше открыть расчетный счет, в какой налоговой лучше зарегистрироваться, но могут попросить вас распечатать весь комплект документов, самостоятельно прошить их, подписать и отвезти к ним. Вы сразу должны быть готовы к такому повороту событий и заранее оговорить, кто будет это делать.
Если сотрудники посреднической компании не дозвонились до вас с первого раза, то и не будут этого делать, полагая, что вы сами позвоните - ведь для вас это важнее.
Также вам надо быть готовыми к тому, что во многих банках служба безопасности ходит по юридическим адресам фирм и смотрит, располагается она там фактически или нет, и могут отказать в открытии расчетного счета - такие прецеденты были неоднократно. Не возлагайте излишних надежд на посреднические фирмы, сотрудничая с ними, более тщательно обговаривайте детали и контролируйте сам процесс работы.
Михаил Пашков