Ценность некоторых товаров определяется не столько их полезностью, сколько тем, что они выступают в роли символов успешности, состоятельности и высокого статуса их обладателя. Такие товары называются элитными, и в современном мире их ассортимент весьма обширен - от эксклюзивных марок вина и сигар до брендовой одежды и часов. В постсоветской России становление таких понятий, как элитность, статусность, проходило непросто. Понимание этого понятия непросто нам дается - сказываются семидесят лет изоляции, тотального дефицита, идеологических перекосов, когда богатство воспринималось как преступление. Достаточно вспомнить приснопамятные шестисотые мерседесы и малиновые пиджаки, вошедшие в народный фольклор в байках и анекдотах.Хочется верить, что этот период становления российского бизнес-сообщества успешно и безвозвратно пройден. Важность внешней эффектности, броскости, "крутости" для статусных товаров постепенно снижается, на первый план выходит эксклюзивное качество и уникальность. Показателен в этом плане рост статусного значения такого, казалось бы, обычного продукта, как чай. Раньше, когда этот напиток был двух видов - индийский "со слоном" и грузинский "с дровами", и в голову не могло прийти, что чай может составить конкуренцию вину в сегменте эксклюзивных напитков.Действительно, производство грузинского, индийского, кенийского чая ориентировано на массового потребителя и ни о какой эксклюзивности тут речи идти не может. Другое дело - чай китайский. Тысячелетия чаеводства в этой стране породили целую плеяду уникальных сортов, технологий и сопутствующих ритуалов, способных удовлетворить самого взыскательного любителя эксклюзива и экзотики. Например, выращивание некоторых разновидностей улуна Те Гуан Инь, требует особого микроклимата, который есть лишь на одном крошечном высокогорном участке. Другой улун - Пон Фэн изготавливают только из листьев, покусанных зеленокрылой цикадой, массовый выплод которой бывает лишь раз в несколько лет. Знаменит тайваньский Дун Дин улун - хотя этот сорт сам по себе и доступен широкому потребителю, но каждый год на Тайване проводятся соревнования, где лучшие титестеры выбирают чемпиона из нескольких тысяч образцов. Купить улун, ставший чемпионом, ненамного проще, чем часы лимитированной серии какого-нибудь элитного бренда.Также интерес на рынке эксклюзивных чаев вызывают коллекционные пуэры. Элемент эксклюзивности тут придает то, что пуэр выдерживают, как вино, иногда десятки лет. Стоимость одного "блина" пуэра может достигать стоимости хорошего автомобиля. Разумеется, почти у каждого китайского эксклюзива есть более доступные аналоги - и, на самом деле, обычный человек вряд ли сможет увидеть особую разницу между эксклюзивным и просто качественным Те Гуан Инь или пуэром 10 или 30 лет выдержки. Но элитарный сегмент задает моду, и все больше людей покупают чай не в супермаркетах, а в чайных бутиках или специализированных интернет-магазинах, посещают чайные клубы. Ведь всегда приятно знать, что ты пьешь не просто чай, а напиток со своей историей, особенностями и традициями. Так что элитный китайский чай, несомненно, имеет неплохой потенциал для внедрения в сегмент рынка статусных, эксклюзивных товаров.