В этой статье Вы не найдете уроков по Photoshop или Illustrator. Мне кажется, что сегодня достать такую информацию не проблема. Однако согласитесь, как бы досконально ты ни знал программы, этого недостаточно, чтобы стать профессиональным дизайнером. Нет здесь и умной теории по композиции, восприятию, цветоведению и т.д. Когда-то я изучал эти темы. Не скажу, что они бесполезны. Просто я ценю Ваше время и предлагаю только тщательно отобранную информацию. Так я решил не писать о цветовом решении логотипа. Не считаю эту тему приоритетной. Так о чем можно прочитать в этой статье, какие вопросы рассматриваются? Первый вопрос – с чего начинать. Очень многие дизайнеры не выполняют предварительной исследовательской работы. Отсюда возникают потом многие их беды. Второй вопрос – первые варианты, поиск идей. Я предлагаю проверенный на практике метод разработки различных дизайнерских решений. Таким образом раз и навсегда решается вопрос «Как придумать идею логотипа?» Третий вопрос – продажа. Я рассматриваю создание логотипа как бизнес, где конечная цель – продажа Вашей работы. Поэтому здесь много говорится о взаимоотношениях с клиентом и продаже дизайна. В статье выражено мое собственное мнение, которое может не совпадать с мнением читателя. Я не отвечаю за действия, выполненные читателем после прочтения этой статьи, а также за неверную интерпретацию ее содержания.
C ЧЕГО НАЧАТЬ. ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА С КЛИЕНТОМ Не знаю понравится ли это Вам, но скажу, что я не отношусь к коммерческому дизайну как к чистому искусству. Для меня дизайн – не самоцель. Я не самовыражаюсь за счет клиента. Вот моя точка зрения: я представляю бизнес нашего заказчика «пазлом». Этот «пазл» - цельная картинка, состоящая из разных аккуратно пригнанных друг к другу фрагментов. Каждый фрагмент определенной формы и находится на своем месте. Логотип – лишь один из них. И наша задача в том, чтобы понять, каким должен быть фрагмент дизайна (логотип) и сделать его так, чтобы он точно лег на свое место. Таким образом, мы лишь помогаем клиенту заполнить «пазл» его бизнеса. За это он нам платит деньги. Что из этого следует? Следует то, что продажа – это необходимая часть работы дизайнера. У Вашего клиента есть лишь один способ показать, что сделанный Вами логотип точно подходит его бизнесу. Купить его. Логотип не закончен пока он не продан. Поэтому я буду говорить в этой книге и о продаже. Мне кажется, что профессиональный дизайнер обязательно должен уметь продавать свою рабту. Более того, он должен получать удовольствие от продажи. Иначе его нельзя назвать профессионалом. Под продажей я имею в виду не «втюхать» или «впарить», нет. Для меня продажа – это помощь. Ни больше, ни меньше. Мне приятно помочь клиенту в решении его проблемы. Для того, чтобы помочь, надо точно знать в чем именно состоит проблема заказчика. Чем правильнее мы это поймем, тем качественнее будет наша помощь. Из этого вывод: продажа начинается с исследования заказчика и его рынка. Таким образом на вопрос «С чего начинать разработку логотипа?» я отвечу так: НАЧИНАЙТЕ С ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАКАЗЧИКА И ЕГО РЫНКА! Допускаю, что ничего нового не сказал. Но скажите честно, всегда ли Вы находите время на то, чтобы штудировать материалы по бизнесу заказчика? Всегда ли Вы изучаете сайты его конкурентов, выясняете их отличия и особенности? Если Вы ответите твердо «Да», очень рад. Мне нечему Вас научить. Однако думаю, так ответят не все. Поэтому я продолжаю. Очень важно внимательно распросить самого заказчика о его пожеланиях. Нужно не только уяснить что он хочет на самом деле, но и почему хочет. Здесь нужно терпение, порой заказчику трудно самому определиться в этом вопросе. Но чем точнее он поставит задачу, тем проще Вам будет работать. Кроме того, именно его пожелания Вы будете использовать как аргументы для продажи своего дизайна. Поэтому также важно чтобы заказчик показал на реальных примерах какие логотипы ему нравятся. А что значит исследовать рынок заказчика? Все очень просто. Соберите на одном листе до 10 логотипов конкурентов Вашего заказчика. Лучше заранее узнать у него кто из конкурентов важнее. Потом проанализируйте их. Попробуйте найти общие черты логотипов конкурентов. Это могут быть шрифты, цвета, изображения, композиция. Обратите внимание насколько часто используются одинаковые элементы в логотипах конкурентов. Наверняка Вы быстро определите типовую цветовую гамму, контрастность шрифтов, общее впечатление от знаков. Какие они - тяжелые или изящные? Шрифты классические или современные? Какие темы используются в изображениях? Таким образом, выбранные в результате исследований закономерности лягут в основу Вашего знака. Мы сделаем так чтобы логотип заказчика не вылетал из «обоймы» его рынка. Это очень важный момент. Сколько раз я делал красивый дизайн, который не принимал заказчик. Он так и говорил: «…это красиво но не соответствует моему бизнесу». Я не хочу чтобы Вы тратили много времени и сил впустую как я. Поэтому предлагаю начать с изучения рынка. Это даст Вам ощущение «коридора», в рамках которого Вы и будете работать. В этих рамках Вы не ошибетесь со стилем. Ваш логотип будет в «обойме» заказчика и Вы сэкономите массу времени. Есть еще один момент. Советую Вам изучить рынок клиента до первой встречи с ним. Тогда Вы придете на эту встречу подготовленным. Думаю, нет необходимости говорить о важности первого впечатления для создания доверительных отношений с заказчиком. Вы хотите чтобы Ваш заказчик сразу отнесся к Вам как к профессионалу? Для Вас важно чтобы он с первой встречи с уважением слушал Вас? Вы это получите, когда покажете что способны обсуждать особенности логотипов его конкурентов уже на первой встрече. Как я уже говорил, продажа – это обязательная часть работы профессионального дизайнера. Умение сразу устанавливать доверительные отношения с заказчиком – это признак профессионального продавца. Работа над продажей таким образом тоже начинается на первой встрече с клиентом. ПЕРВЫЕ ВАРИАНТЫ ЛОГОТИПА Итак, пожелания заказчика выяснены, его рынок исследован. Что дальше? Пора приступать к творчеству! Как это для меня всегда было страшно! Та самая боязнь «чистого листа». Думаю, и Вам она тоже знакома. Правда? Как рождаются первые идеи? Первая идея пришла когда я только собирал материал о рынке. На самом деле такое встречается часто. Тема бизнеса заказчика вполне может подсказать начальную идею. Конечно, это лучше чем высасывать ее из пальца. Поэтому первый совет не оригинален: ищите идею в бизнесе заказчика. Я имею в виду визуальные образы. Внешний вид продукта, оборудование, метафоры взаимодействия, динамики, глобальности, и т.д. Главное с чего-то начать. Чтобы процесс пошел. В таких случаях я обычно использую метафору шестеренок в часах. Первая шестеренка вращается и поворачивает вторую, та в свою очередь третью и т.д. В конце концов они сдвигают стрелки часов. Так и с творчеством. По-моему важно сделать первый шаг. Причем, лучше сразу определить 2-3 разных направления поиска. Когда поймете что в одном месте уперлись в тупик, надо сказать себе СТОП! Не зацикливаться на одном, не биться лбом в стену, не тратить попусту время и силы. Я столько раз на этом обжигался! Как бы сильно ни влекло направление, если оно не приводит к результату, остановитесь и смените его! В конце концов, ничто не мешает вернуться к нему позже, когда отдохнете. Вы спросите: «А куда идти если идей нет и ничего не приходит в голову?». Попробую предложить Вам ответ. Перед написанием этой книги я провел исследование современных логотипов. Ходил по нашим и зарубежным сайтам с логотипами и искал закономерности в знаках. Таким образом я просмотрел не менее 2000 логотипов. Это правда. Из них я отобрал 203. Критерий отбора был такой: можно ли использовать данный дизайнерский подход в других логотипах. То есть я отобрал 203 знака с типовыми решениями. Затем классифицировал их. Вот что получилось в результате: 1. Шрифтовые логотипы (логотипы состоят только из букв) а) Логотипы с буквицей (выворотка) б) Логотипы с буквицей нарисованной от руки в) Логотипы с буквицей дублицированной г) Логотипы с виньетками д) Логотипы с линиями и плашками е) Рукописные логотипы ж) Логотипы с акцидентными шрифтами з) Лаконичные логотипы и) Логотипы с квадратными плашками 2. Логотипы с абстрактной графикой (абстрактные фигуры в оформлении) а) Логотипы с овалами б) Логотипы с лентами в) Логотипы с сопряжениями букв г) Логотипы с сопряжениями (дублицированием) д) Логотипы с геометрическими фигурами 3. Логотипы с сюжетной графикой (графика имеет конкретный смысл) а) Логотипы с тематическими рисунками б) Логотипы-пиктограммы в) Логотипы с элементами геральдики Для чего все это было сделано? Для меня каждый подпункт этой таблицы – пример типового дизайнерского решения. Этим можно пользоваться как подсказкой. Например взять любой подпункт и на его основе сделать свой логотип. Почему нет?