История России - это история ее кризисов. Каждый кризис, будь то революция, смута, война или экономический крах, создает глубокую рану, о которой вспоминают на протяжении многих поколений. История России пестрит тайнами и загадочными обстоятельствами событий, которые скрыты для исследователей в силу общего высокого уровня хаоса в системе в моменты кризисов: бесследно исчезают люди и документы, появляется множество ложных версий происходящего. Поэтому, даже в таком простом вопросе, как дата образования России есть много неясностей особенно в том, что касается развала СССР и формирования РФ.Тем не менее, 8 декабря 1991 года было публичное провозглашение российской независимости и формального роспуска Советского Союза, а 26 декабря 1991 года СССР окончательно прекратил существование (последняя сессия Совета Республик и Совета Союза выпустила декларацию об их собственной ликвидации). Таким образом, если за основу взять эту дату, то в этом году исполняется ровно 20 лет новейшей российской истории. И всё это время в России проводится реформирование системы здравоохранения.Первым шагом в этом направлении было создание Закона "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", принятым в июне 1991 года. В соответствии с этим Законом было предусмотрено введение всеобщего обязательного медицинского страхования (ОМС) и децентрализация системы организации и финансирования здравоохранения. Согласно замыслу разработчиков Закона, страховое финансирование должно было заменить систему бюджетного финансирования лечебных учреждений. При этом страховые компании оплачивают больницам и поликлиникам стоимость оказанной населению медицинской помощи. Предприятия и организации должны были производить отчисления в размере 3,6 % от фонда оплаты труда за работающее население, а местные органы власти – за неработающее. Это должно было гарантировать населению получение минимального набора медицинских услуг. Получение дополнительных услуг граждане должны были обеспечить себе через систему добровольного медицинского страхования.Основной идеей уничтожения прежней нерыночной (Советской) системы здравоохранения было убеждение реформаторов в том, что только рыночные механизмы способны повысить качество и эффективность отечественного здравоохранения и что только личные средства граждан способны решить проблему недофинансирования здравоохранения. Такими рыночными механизмами выступало, во-первых, разделение производителей медицинских услуг (врачей) и покупателей (пациентов). Во-вторых, появление независимых от медицинских учреждений посредников между врачами и пациентами. Считалось, что новые рыночные структуры, такие как страховые компании и фонды медицинского страхования, будут экономически заинтересованы в защите интересов больных. В-третьих, конкуренция между страховыми организациями. Предполагалось, что переход к системе медицинского страхования позволит решить проблемы здравоохранения за счет отказа государства от обязательств предоставления всех видов необходимой медицинской помощи и принуждения граждан платить за лечение конкурирующим страховщикам.Децентрализация организации и финансирования здравоохранения заключалась в распределении ответственности между федеральным центром и регионами, повышением роли субъектов федерации и местных органов власти. Федеральная программа должна была гарантировать получение гражданами самых необходимых услуг здравоохранения, а региональные должны были включать более широкий перечень и объем услуг. На поверку же оказалось, что децентрализация означала просто нежелание федерального центра заниматься здравоохранением в регионах. Регионы фактически были оставлены один на один со своими проблемами.Создание фондов ОМС вызвало болезненную реакцию в обществе. По разным оценкам от пяти до десяти процентов средств фондов тратилось на организационные расходы. Часто средства тратились не только на необходимые организационные расходы, но и на приобретение чрезмерно дорогих зданий, автомобилей, оргтехники, прокручивались через сомнительные финансовые структуры. Все это привело к росту доходов у новых чиновников от страховой медицины за счет беднеющих врачей и медсестер. Также обоснованные организационные расходы оказались слишком велики для находящегося в кризисе здравоохранения. Очень трудно оправдать даже и необходимую покупку дорогой служебной машины преуспевающему молодому управленцу вместо покупки сотен инвалидных колясок нищенствующим пенсионерам. Поэтому большие организационные расходы на создание сети фондов и компаний ОМС в условиях экономического кризиса были неоправданной тратой.При внедрении новой системы, которая должна была повысить эффективность оказания медицинских услуг населению, не были закреплены в законодательстве ни последовательность введения новых элементов медицинского страхования, ни принципы разграничения полномочий федерального центра и регионов. Поэтому проведение реформы почти полностью зависело от произвола местных властей.Федеральный центр почти не занимался и не занимается планированием, координацией и контролем за проведением реформы. Правительством была принята неолиберальная экономическая политика, в соответствии с которой государство минимально вмешивалось в создание новой рыночной экономической системы. Считалось, что государственное управление и регулирование нанесет рынку больше вреда, чем пользы. Реформаторам было выгодно отдать все, в том числе и здоровье соотечественников на откуп рыночной стихии. Они считали, что рынок сам, без их вмешательства, решит все проблемы, а им останется только получить лавры победителей.В результате таких реформ, вернее их отсутствия, в стране сложилось эклектическая мешанина из различных структур, методов и процедур организации и финансирования здравоохранения. Все это привело к дальнейшему разрушению национальной системы здравоохранения.В то же время, ошибочно полагать, что только недостаток финансирования является источником всех проблем отечественного здравоохранения. Серьезные недостатки имеются в организации и управлении. Перед отраслью остро стоит необходимость реструктуризации. Нерациональная структура организации порождает неэффективное использование средств. Это связано с тем, что структура предлагаемых медицинских услуг не отвечает реальным потребностям населения.Самым важным пороком существующей структуры является приоритет госпитальных форм лечения в ущерб развитию первичной медицинской помощи. Из-за диспропорционально большой доли лечения в больницах состояние здоровья населения не соответствует текущему уровню затрат.В этой связи был сделан следующий шаг по реформированию имевшейся Советской системы здравоохранения, а именно - реорганизация амбулаторно-поликлинической службы с её ориентацией на первичную медико-санитарную помощь (ПМСП) и созданием института врачей общей практики и семейных врачей (приказ МЗ РФ от 20.11.02 г. № 350 «О совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи населению Российской Федерации»). Предполагалось, что в перспективе в РФ участкового врача должен сменить врач общей практики и семейный врач. И здесь дело не в смене названия, а в сути его работы, повышении профессионального мастерства, заинтересованности и ответственности. Ключевой фигурой в реформе первичной медицинской помощи должен стать врач, хорошо подготовленный к лечебной работе, освоивший специфику первого и последующего ведения больного, умеющий оказать неотложную и многопрофильную медицинскую помощь, специалист в организации здравоохранения, управления и экономики, а также в области юридических и финансовых проблем, ответственный за обеспечение медицинской помощи на всех её этапах.В соответствии с государственными квалификационными требованиями к профессии, врач общей практики и семейный врач обязан не только оказывать эффективную медицинскую помощь взрослым и детям, проводить основные лечебно-диагностические процедуры, но и владеть методами первичной и вторичной профилактики, разрабатывать и осуществлять мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья всех членов семьи. Однако дальнейшее развитие системы общей врачебной (семейной) практики на региональном уровне до сих пор не находит широкого применения в практической медицине.Следующим, не получившим одобрения среди населения, шагом по реформированию здравоохранения предпринятый Правительством, было издание Федерального закона Российской Федерации от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"". Или, проще говоря – Закон замены льгот в натуральной форме на денежные компенсации. Но денежные выплаты далеко не всегда компенсировали отмену соответствующих льгот, что вызывает широкое недовольство у малоимущих слоёв населения.Общее настроение людей было выражено вполне ясно. Вот результаты некоторых телефонных опросов на московском канале ТВЦ после введения в действие данного Закона:- На вопрос о том, как использованы бюджетные деньги, потраченные на нынешние реформы (монетизацию льгот), ответили так: помогли пенсионерам - 1,6%; потрачены зря - 2,6%; лягут кому-то в карман - 95,2% (10.03.05).- На вопрос "Как сказалась на Вас лично денежная компенсация вместо льгот?" ответили: "устраивает" - 1,9%, "разоряет" - 94,6% (1.12.04).- На вопрос о смысле отмены льгот ответили, что это: просчет центра 3%; неразбериха на местах - 1,3%; попытка ограбления - 95,7% (17.01.05). Чтобы ответить на этот вопрос, позвонили более 30 тыс. человек.- На вопрос "Ваше отношение к уличным протестам льготников?" ответили: сочувствую - 1,7%; осуждаю – 2%; поддерживаю - 96,3% (14.01.05). Позвонили 36 тыс. человек.- На вопрос о том, как можно реально защитить свои права в связи с отменой льгот, ответили: в суде - 3,5%; через профсоюзы - 1,3%; в акциях протеста - 95,2% (12.01.05).Здесь необходимо также сказать о лекарствах, важной составляющей реформы монетизации льгот: 60% нуждающихся в получении бесплатных лекарственных средств не способных их получить. Особенно это касается больных сахарным диабетом и онкологическими заболеваниями. В результате данная категория больных вынуждена всеми правдами и неправдами добиваться установления инвалидности, что гарантирует право бесперебойного получения жизненно необходимых лекарственных препаратов.До сих пор, как в советской, так и в российской практике наибольшее внимание в процессе развития здравоохранения уделяется вопросам охраны здоровья, а не самим его работникам. Многие медицинские работники проводят на работе долгие часы, зачастую оставаясь одни. Основная проблема для работников здравоохранения - сверхурочная работа и чувство усталости, "эмоционального выгорания". При этом они сталкиваются с опасностью инфекции, химического или биологического отравления, стрессами. Кроме того, многие медицинские работники сталкиваются со словесной и физической агрессией, поскольку часто имеют дело с людьми, находящимися в тяжелом состоянии.Общеизвестна мизерность зарплат рядовых медицинских работников, медицинской науки. Также общеизвестно, что за рубежом врачи зачастую богаче президентов. И эта проблема – одна из насущных в здравоохранении. Самые высококвалифицированные медицинские кадры, как правило, работают в медицинских вузах и НИИ. Но это федеральные учреждения. В результате платность услуг таких специалистов стала повсеместной. А значит, и снизилась возможность у больных проконсультироваться и лечиться в этих учреждениях. Специалисты уходят в платные медицинские организации, становятся недоступными широким слоям населения. Все это снижает качество медицинской помощи и ее объемы. Одновременно изменилось качество обучения студентов в медицинских вузах, там тоже многое переведено на коммерческие рельсы.Повышение заработной платы участковой службе здравоохранения не решила, да и не могла изначально решить проблемы улучшения качества медицинской помощи населению. При широком распространении практики оказания специализированной помощи, ее качество страдает не только и не столько от отсутствия современного оборудования, в большей мере от отсутствия материальной мотивации у врачей узких специальностей, у которых заработная плата остаётся на самом низком уровне.Всё это способствует тому, что престижность работы в медицине заметно снизилась из-за ее финансового положения. А это, в свою очередь, привело к тому, что сегодня многие медицинские работники вынуждены искать более высокооплачиваемый для себя труд вне существующей ныне системы здравоохранения.По данным министра здравоохранения и социального развития РФ Татьяны Голиковой, общий дефицит врачей в стране на начало 2011 года составляет 30 процентов, то есть обеспеченность врачами составляет в России 44,1 на 100 тыс. человек населения, то есть обеспеченность врачами составляет в России 44,1 на 100 тыс. человек населения.Как сообщила Голикова, в настоящее время в России насчитывается 3 193 193 медицинских работника. В том числе 626 458 врачей (19,6 процента) и 1 338 672 средних медицинских работников (41,9 процента). Младший медперсонал составляет 18,9 процента от общего числа медработников. Кроме того, в стране насчитывается 10 906 фармацевтов, 612 563 прочих сотрудников системы здравоохранения. Исходя из этого, при потребности медучреждений в медиках в 758 149 человек, укомплектовано кадрами только 470 487 мест. Требуется также и средний, и младший персонал. Среднего медперсонала по штатному расписанию требуется 1 598 089 человек, фактически работают— 1 154 726. Младшего медперсонала необходимо 868 965 человек, а занято 557 513 мест. Особенно печальна кадровая ситуация на селе, где врачей в 3 раза меньше нормы. При доле сельского населения в России в 27% доля врачей, работающих в сельской местности,— 7,4%.Особая нехватка специалистов наблюдается в учреждениях, оказывающих амбулаторно-поликлиническую и скорую медицинскую помощь. В сельской местности укомплектованность медицинскими кадрами составляет лишь треть от нормативной.Таким образом, сегодня в стране сложились три основных сектора медицинской помощи. Это, прежде всего так называемая элитарная медицина, предназначенная исключительно для руководства страны, области, города и финансирующаяся за счет соответствующих бюджетов. Другой сектор – коммерческий. Третий, общественный сектор, обслуживающий большинство населения, кто не попал в два первых разряда.Спустя 20 лет с момента распада Советской системы здравоохранения можно констатировать, что реформы не улучшили положение дел в здравоохранении, а наоборот его ухудшили.Возникает естественный вопрос: а что дальше? Какие необходимо предпринять действенные шаги по возрождению российской системы здравоохранения, что бы медицина стала доступной для всех слоёв населения, а не только для «избранных»?В конце 2009 года комиссия по здравоохранению Общественной Палаты РФ приняла решение о создании в России "Национальной медицинской Палаты". Чем обусловлено такое решение? Какие изменения принесет оно в службу охраны здоровья россиян? На вопросы обозревателя "РГ" отвечает председатель комиссии по здравоохранению Общественной палаты РФ профессор Леонид Рошаль.Российская газета: Леонид Михайлович! Насколько я понимаю, создание медицинская Палаты - это ни в коем случае не появление очередной ассоциации медицинских работников: Леонид Рошаль: Очередная ассоциация никому не нужна. Наш отечественный опыт показал: созданные в стране около 10 лет назад региональные медицинские ассоциации, почти везде, за малым исключением, умерли. Весомой роли в улучшении качества медицинской помощи они не сыграли. Главное же, и врачи, и пациенты разочаровались в их эффективности. РГ: Почему? Намерения-то у них были самые лучшие. Рошаль: Предполагаю, что вина в этом лежала и на медицинских ассоциациях, и на исполнительной власти, и на законодателях. Четко не было разграничено, кто за что отвечает, кто какие полномочия имеет. Некоторые прекрасные решения пироговских съездов, принятые при участии Минздрава РФ и Минздравсоцразвития РФ, никто не выполнял. У ассоциаций не хватало настойчивости, у исполнительной власти - желания. От этого страдало не только медицинское сообщество, но и пациенты. Задача новой медицинской палаты - четко законодательно закрепить за медицинским сообществом права и обязанности. У Медицинской Палаты конкретная цель, которой не было ни у одной из существующих ассоциаций, - создание саморегулирования профессиональной деятельности с обязательным членством каждого медицинского работника в Палате.РГ: А финансовая сторона вопроса? Не будет ли накладно для каждого медицинского работника участие во вновь создаваемой структуре? Рошаль: Я сошлюсь на опыт медицинской палаты Южного федерального округа. Вступительный однократный взнос 700 рублей. Ежемесячный взнос для врачей 60 рублей, для медицинских сестер 30 рублей.РГ: Кто поддержал организацию "Национальной медицинской Палаты"? Рошаль: Инициаторы создания Комиссия по здравоохранению Общественной палаты, Комитет по собственности Госдумы, "Опора России". Идею поддержали крупнейшие отечественные профессиональные медицинские ассоциации терапевтов, неврологов, хирургов, кардиологов, офтальмологов, педиатров, урологов, дермато-венерологов, семейных врачей, Российское общество восстановительной медицины, общество "Кардиоваскулярной профилактики и реабилитации", Общество социал-гигиенистов России, Ассоциация медицинских обществ по качеству, трансплантологическое общество и другие.. Активное участие приняли региональные медицинские ассоциации и палаты южного федерального округа, Калининграда, Ярославской, Смоленской, Новосибирской, Московской, Пензенской, Свердловской, Самарской областей, Татарстана, Ханты-Мансийского автономного округа. Создание Палаты поддержали Первая общероссийская ассоциация врачей частной практики, "Российский союз промышленности и предпринимателей", Союз малых городов, Союз городов Заполярья и Крайнего Севера. Единогласно голосовали за создание Палаты представители ведомственной медицины: Министерства обороны, ФСБ, "Газпрома", "РЖД", Министерства юстиции. И это понятно, потому что вне зависимости от того, где работает медицинский работник, все заинтересованы в его высоком профессиональном уровне. Такого единения медицинского сообщество давно не было.Комментарии читателей: [17.01.2010] Мысль о Палате наверное правильная, но что- то настораживает. Опять волевым решением хотят загнать в счастливое будущее медиков и их пациентов. Только светлый образ доктора Рошаля не позволяет говорить о новом союзе "Меча и Орала". Может быть на данном этапе целесообразней говорить о полноценном законе "О здравоохранении"? [13.01.2010] Если "Национальная врачебная Палата" собирается писать стандарты и протоколы медицинской помощи, то такая палата должна иметь порядковый номер "шесть". А вот если будут создаваться обязательные для органов исполнительной власти стандарты материально-технического и финансового обеспечения деятельности медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь, а представители трудовых коллективов ЛПУ будут подписывать с администрацией района протокол "Об оказании медицинской помощи жителям административного образования", в котором буде прописана обязательства и ответственность, как администрации, так и медицинских работников, то я с удовольствием стану членом этой общественной организации.Прошёл год с момента начала деятельности Палаты. Что изменилось за это время? Какие реальные шаги предприняты в направлении улучшения права пациентов на получение качественной медицинской помощи и защиты прав медицинских работников?Не получится ли всё опять по принципу: «Хотели как лучше, а получилось, как всегда»?