Зимой мы воспринимаем как должное, проходя по расчищенным и посыпанным тротуарам и возмущаемся нерасторопности коммунальных служб, попадая в пробку во время снегопада, прекрасно понимая, что требуем невозможного. И обязательно подберём соответствующие эпитеты, видя белые разводы следов «противогололёдной обработки» на своей обуви и брюках.
Зима - сезон испытания для дорожников. Очистка и уборка снега, поддержание полотна дорог чистой и, с достаточно высоким коэффициентом сцепления. Всё это не просто - обеспечить при непрерывном интенсивном движении и очень трудоёмко. К этому можно добавить довольно ограниченное поле для маневра силами и средствами. Да и зелёные постоянно требуют ограничения или запрета на применение тех или иных химических реагентов, а механической чисткой справиться с горами снега на дорогах, не парализовав движения в городе, невозможно.
Так чем коммунальные службы обрабатывают тротуары и проезжую часть и что такое противогололёдные реагенты (ПГМ). Как это работает, положительные и отрицательные следствия такой обработки.
Самым распространённым и всем знакомым средством борьбы с зимней гололедицей является обыкновенный песок. Впрочем, реагентом в чистом виде его нельзя назвать, скорее эффективный материал для борьбы с гололёдом, а вот в смеси хотя бы с той же солью получится неплохой ПГМ.
Использовать смесь песка и соли начали с 60 годов прошлого века. Самый дешёвый способ борьбы с обледенением дорог. Впрочем, не лишённый недостатков. Песок за зиму накапливался в огромных количествах, превращая улицы в грязное месиво, а весной всё это смывается в дренажную систему, плотно забивая стоки. Его уборка в тёплый период стоит больших усилий коммунальщикам. А вымытая техническая соль имеет неприятную привычку впитываться в почву, угнетая зелёные насаждения. Ну и коррозионное воздействие соли на автомобили, конструкционные материалы всем известны.
Щебень, гранитная или мраморная крошка мелких фракции - природный материал прекрасно повышающий коэффициент сцепления на обледеневших дорогах.
Используется коммунальными службами для обработки тротуаров и дворовых территорий после уборки снега, иногда в смеси с технической солью.
Песок и щебень неплохо справляются со своёй ролью, повышая коэффициент сцепления. Но если их не дополнять противогололёдными реагентами, то вскоре на дорогах появляются колеи и снежные накаты.
С 1995 года в Москве с гололедицей стали бороться, применяя чистую техническую соль. Те же автомобили разбрасывали гранулы на дороги, а чтобы гарантировать эффект, завышали нормы в три -четыре раза. Пересоленные дороги выглядели белыми, но зато сухими и чистыми. Постоянный слой соли на дороге не замедлил проявить себя побочными эффектами. Ионы соли разъедали всё вокруг. Автомобили, обувь, одежду, контактную сеть и просто уничтожали придорожные насаждения. По настоянию экологов, с 2001 года Москва перешла на более нейтральные химические реагенты.
В последующие годы в мегаполисе методом проб и ошибок проводились широкомасштабные эксперименты с пятью новыми составами химических реагентов. Выяснилось, что один из самых перспективных препаратов по показателю «цена-качество-эффективность-экологичность»- «Антиснег-1» давал сильный запах уксуса, что естественно вызвало нарекания горожан.
Следующие три реагента «Нордекс», «Биомаг» и ХКФ (в твёрдой и жидкой фракциях) при температурах близких к нулю создавали маслянистую плёнку на дороге, к тому же значительно увеличивавшую тормозной путь. Использование «Биомага» привело к накоплению аниона магния в почве. Так что с зимы 2005-2006 от него решили отказаться.
Эксперименты по практическому применению ПГМ проводимые с 2001 года, оценка их эффективности и воздействия на окружающую среду позволили сделать выбор по составу, объёмам использования реагентов в различных условиях.
Для обработки проезжей части основным реагентом выбран ХКМ, жидкий - 28% раствор хлористого кальция.
Данный реагент работает в диапазоне температур до - 35° С. Расход на 30% ниже, чем у технической соли и безвреден для почвы. Ингибиторы, входящие в состав раствора, препятствуют коррозии металлов.
К недостаткам ХКМ можно отнести небольшой срок действия, до 3-х часов.
Московские власти постоянно ужесточают требования к экологичности используемых реагентов, стремятся снизить нормы расхода, увеличить процент механической уборки снега. Одновременно достигаются две цели: уменьшается негативное воздействие на окружающую среду, снижаются затраты на приобретение реагентов.
Антон Кульбачевский - глава столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды пообещал, что с зимы 2011 года будут применяться новые, более экологичные реагенты.
Обосновывая необходимость применения химических реагентов, глава департамента жилищно-коммунального хозяйства столицы Андрей Цыбин сказал: «предусмотрено сделать упор на массирование механической чистки снега и существенное сокращение применения химических реагентов. Но полного отказа от реагентов пока не планируется, наша уборочная техника проехать по пробкам не может, а бороться со снегом надо».
Источник: www.autopoputchik.ru