Премьер-министр пообещал России кардинальное обновление дорожной сети. В ближайшие 5-10 лет страну ждет двукратное увеличение дорожного строительства, заявил Владимир Путин: до 2020 года построят 18 тысяч километров федеральных трасс.
Как пишут
"Ведомости", председатель российского правительства нашел восемь причин, почему в России дороги такие плохие и дорогие. Все эти причины он приказал устранить. Начинать нужно с заказов на строительство и на содержание дорог, считает Путин: подрядчики должны не только предлагать лучшие условия, но и располагать необходимой базой, технологиями и репутацией на рынке.
Вторая мера, продолжил Путин, - контракты жизненного цикла на строительство и эксплуатацию дорог, где-то на 10-30 лет. Подрядчик прокладывает дорогу и отвечает за ее содержание, государство платит ему равными долями в течение всего периода действия договора. Путин надеется, что это искоренит у строителей психологию временщиков. Минтрансу поручено заняться разработкой комплексного мониторинга состояния автомобильных дорог страны с использованием "Глонасс".
Регулирование отрасли - третья мера. Путин сказал, что нужно быстрее принимать новые техрегламенты - с использованием зарубежного опыта. Многие нормы регулирования строительной отрасли устарели, тормозят новые стройки, возмущался премьер, хождение по инстанциям превращается в круги ада.
Создание банка типовых проектных решений тоже должно ускорить стройку - там можно будет купить готовую документацию и, привязав к местности, начинать строительство. Цены станут прозрачнее, обещает премьер.
Путин предлагает упростить и госэкспертизу: нужно, чтобы она не мешала инновациям при возведении дорог.
Шестая мера - изменение механизмов отвода участков земли под дорожное строительство. Путин признался: "Еще только-только запроектировали дорогу - сразу же эти участки скупают те, кто информацию имеет". Минтрансу предстоит определить сроки изъятия и резервирования земель при строительстве новых трасс.
Премьер пообещал также упростить порядок получения права на разработку месторождений нерудных ископаемых для крупных инфраструктурных проектов. "Этот рынок на местах монополизируется, цены растут раз в шесть сразу", - сетовал Путин.
Громадные планы сформируют спрос на дорожно-строительную технику, уверен Путин, а она должна быть качественной и отечественной. До конца следующей недели Минпромторгу поручено подготовить антидемпинговые предложения для строительной техники. Пусть отечественные машиностроители создают в России совместные предприятия с иностранцами, предлагает премьер. Правительство поддерживает идею создания производств строительной техники в режиме промсборки, объясняет чиновник аппарата правительства.
Главное из предложенного Путиным - новый порядок отвода земель, считает гендиректор "Инжтрансстроя" Ефим Басин: чаще всего высокая цена дороги связана с выкупом земли, в среднем цена дороги наполовину состоит из цены земли.
В Москве уходит до пяти лет на выкуп земли и два года на строительство дороги, жаловался вице-премьер Сергей Иванов. По расчетам министра транспорта Игоря Левитина, около 20 процентов средств при строительстве дорог уходит на подготовку территорий.
Басин пожалел, что Путин не предложил еще одну меру - строить не битумные, а бетонные дороги: они долговечные и качественные. Левитину тоже кажется, что надо строить цементные, а не асфальтовые дороги: стоимость одинаковая, но вторые служат 5-7 лет, а первые - 20.
По мнению политолога Михаила Виноградова, дорожная тема - предвыборная, но заявления Путина вряд ли возымеют эффект, если к осени ситуация с дорогами существенно не изменится.