За последние несколько месяцев российская космическая отрасль испытала на себе все "прелести" негативных отзывов со стороны многих лиц, начиная от высших государственных руководителей и заканчивая мнения обычных жителей страны.
Это и не удивительно, ведь два неудачных космических запуска подряд наводят на мысли, что в данной отрасли что-то кардинальным образом изменилось в худшую сторону и что пора искать новые пути выхода из кризиса, который с каждым месяцем стремительно "пожирает" и без того старую систему космических пусков, доставшуюся от Советского Союза.
Совсем недавно грузовой корабль "Прогресс-М", который до сего момента и вовсе не знал аварий, хоть и запускается уже более тридцати лет, не смог вывести на орбиту крайне ценный и очень нужный груз, который к тому же стоит миллиарды рублей. Все случилось по тому, что ракета-носитель "Союз-У" в последний момент сработала не штатно, а это в космонавтике считается самой главной ошибкой. Еще перед этой поломкой произошел и другой конфуз: ракета "Протон-М" также не справилась с задачей и вывод догостоящего спутника связи в космос завершился его потерей. Если взглянуть на статистику последних нескольких месяцев, то становится, очевидно, что, начиная с декабря минувшего года в России произошло практически подряд четыре крупномасштабных аварии, в ходе которых были потеряны пять спутников, а также один грузовик. Общая стоимость утерянных грузов и машин составила порядка 15 миллиардов рублей.
Накануне вице-премьер Сергей Иванов на специальном заседании поговорил о плачевной статистике, согласно которой за последнее время в России существенно увеличилось количество крушений самолетов. Только в 2011 года число подобных аварий по всей стране выросло на 53 процента, если сравнивать с аналогичным периодом года минувшего. В этой связи наглядно Иванову было бы проанализировать и количество неудачных запусков космических аппаратов.
Специалисты и бывшие руководители отделов, отвечающих за запуски космических аппаратов, уже утвердительно заявляют, что главной причиной нынешних неудач являются неквалифицированные действия текущих работников стратегической отрасли. Это происходит по той простой причине, что с советского периода космическая отрасль нашей страны особенно не обновляется, а квалифицированные специалисты постепенно уходят на заслуженный отдых, но их достойная замена так и не происходит. В свою очередь государство всеми силами старается доказать мировому сообществу, что РФ по праву занимает лидирующие позиции на этом рынке, выделяя в отрасль по 100 миллиардов рублей ежегодно. Тем не менее, эта цифра значительно меньше бюджета NASA, где тратят почти миллиард долларов. Однако космические успехи не могут быть основаны исключительно на материальные составляющие.
Вполне возможно, что российским специалистам и руководящим структурам нужно обратиться к опыту своих коллег из тех же Соединенных Штатов. Здесь активно используются методы перекладывания финансовой ответственности с государственных "плеч" на коммерческие структуры. Это, во-первых, позволяет государство избавиться от тяжелого груза материальной ответственности, а во-вторых "заманить" инвесторов интересными предложениями, которые в будущем будут только улучшаться по мере освоения собственных средств новых владельцев отдельных отраслей космических сфер.
Также стоит упомянуть и о том, что в июле 2011 года подошла к своему логическому завершению 30-летняя программа Space Shuttle. Это означает лишь одно, что уже в самое ближайшее время США перестанут отправлять людей в космос, используя собственный потенциал в этой отрасли. Для этих целей они будут неизбежно прибегать к услугам российских космических кораблей, которые в последнее время стали барахлить. Тем не менее в NASA заверяют, что такие условия работы для американских космонавтов будут сохраняться не так и долго, так как страна за океаном надеется сохраниться лидирующие позиции на космическом рынке. "Я могу гарантировать, что в обозримом будущем лидерство в освоении космоса останется за США", - рассказал интервью CNN директор NASA Чарльз Болден. Возникает вопрос, как же они смогут подобного добиться, если пытаются свернуть многие важные проекты, а ответ собственно кроется в уже упомянутых частных инвестициях. "Мы будем продолжать заниматься тем, что делали в течение последних нескольких лет, - разрабатывать новый тяжелый носитель и многоцелевой пилотируемый корабль, - объяснил Болден. - Опираясь на американские научные достижения и возможности индустрии, мы намерены продемонстрировать способность уже в начале 2012 года доставлять грузы на орбиту на коммерческих носителях. Кроме того, мы надеемся уже в начале следующего года получить предложения от частных компаний на создание пилотируемого корабля, который увидим примерно через 3-5 лет после заключения соответствующего контракта".
В нынешнем году NASA намерена выделить примерно 275 миллионов сразу нескольким крупным компаниям с частными капиталами для создания космических кораблей и ракетоносителей, которые по большому счету будут использоваться не в стратегических и военных целях, а для полетов в космос так называемых "туристов". Больше всего из этой суммы достанется структуре Boeing (92 миллиона долларов). Некоторое время назад с компанией SpaceX был заключен контракт на чуть более 1,5 миллиарда долларов, по которому она будет разрабатывать, а затем и испытывать тяжелую ракету-носитель и мощную капсулу для экипажа. Накануне SpaceX начала работать над обустройством стартовой площадки для запусков частных ракет к МКС. Эксперты оценивают стоимость доставки одной партии груза на орбиту в примерно 110 миллионов долларов.
Что касается России, то у нас подобных опыта до сих пор нет, и даже в обозримом будущем вряд ли появится, так как государство не намерено передавать часть ответственности частным структурам, доверяя им космические полеты. В данной ситуации нельзя обвинять исключительно государственные структуры в нежелании развивать отрасль таким интересным способом, так как в России в настоящее время просто нет такой компании, которая смогла бы из собственных средств проинвестировать столь масштабные проекты. Безусловно предложения по этому поводу поступали и от иностранных компаний, но отдавать столь важную отрасль под управление зарубежных фирм было бы как-то не патриотично и уж тем более крайне небезопасно.
В то же время руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов еще весной текущего года рассказывал в интервью, что в России постепенно внедряются коммерческие космические полеты. Глава ведомства пояснял, что Роскосмос будет и в будущем активно поддерживать подобные проекты, если он будут в первую очередь выполняться за счет внебюджетных средств, а также за счет коммерческих инвестиций. "С нашей стороны будет оказываться помощь в тех или иных вопросах, чтобы повысить надежность исполнения этих проектов", - обещал совсем недавно Перминов. Однако после этих громких заявлений каких-либо подвижек со стороны российских инвесторов так и не последовало. Быть может уже настолько упало доверие у предпринимателей к российским государственным структурам, что даже в такую стратегическую отрасль, как космос, они вкладываться не желают, а с другой стороны необходимо иметь реалистические взгляды на нынешнюю ситуацию в стране, поясняя, что вряд ли у нас найдутся такие компании, которые будут вкладывать собственные средства в технологии будущего.
В заключении можно вспомнить опыт Индии и Китая, где вкладываются не намного большие средства, чем в Роскосмос со стороны государства, но успехи с каждым годом в этой отрасли только растут. Китайские специалисты объясняют свои успехи, прежде всего желанием и стремление завоевать некогда непоколебимые позиции на рынке запусков космических аппаратов. И если Россия не сможет вовремя отреагировать на глобальные изменения, то вполне можно просчитать в обозримом будущем использование зарубежных компонентов, как при строительстве собственных кораблей, так и можно полагаться на помощь коллег из той же Индии и Китая при непосредственных запусках в космос столь важных объектов современной индустрии.