Британские ученые совместно со своими коллегами из Канады провели эксперимент, результаты которого показали, что тесты на IQ на самом деле не могут отображать интеллектуальные способности человека. Вся проблема подобных анализов заключается в том, что интеллектуальные способности напрямую зависят сразу от нескольких разных подсистем мозга.
Эдриан Оуэн и Адам Хэмпшир из канадского университета Западного Онтарио и Роджер Хайфилд из лондонского Музея науки решили выяснить, что измеряют IQ-тесты и какое отношение их результаты имеют к действительному уровню человеческого интеллекта.
В ноябре 2010 года авторы исследования открыли специализированный сайт, на котором любой желающий мог пройти серию из 12 тестов, способных якобы выявить различные типы когнитивных способностей, а именно - умение планировать, производить логические умозаключения, внимание, кратковременную память и несколько других. Количество участников этого эксперимента в интернете превысило 100 тысяч человек.
Кроме того, ученые провели эксперимент с участием 16 добровольцев, которые должны были выполнять те же тесты, находясь в томографе, который фиксировал уровень активности в различных зонах их мозга. "Результаты представляют собой свидетельства в пользу точки зрения, что человеческий интеллект не является единой сущностью, но скорее, формируется из множества компонентов", - пишут ученые в статье, опубликованной в журнале Neuron.
Авторы отмечают, что показатели интеллектуальных способностей человека зависят как минимум от трех компонентов - кратковременной памяти, способности логически рассуждать, а также вербального компонента. Все они несводимы друг к другу, и из них нельзя "собрать" в один показатель, который позволил бы объяснить все.
Кроме всего прочего, исследование с помощью метода функциональной магнитно-резонансной томографии показало, что при решении разных задач активируются разные области мозга. Ученые выяснили, что существуют как минимум две независимые цепи нейронов, которые отвечают за решение разных типов задач.
Таким образом ученые делают вывод, что интеллекта как единой сущности не существует - есть набор независимых и разных типов мыслительных способностей.
Таким образом, делают вывод ученые, попытки измерять уровень интеллекта как единый показатель, ни к чему не ведут, а IQ-тесты нельзя использовать для целей психологических исследований.
История тестов на "коэффициент интеллекта" - IQ (intelligence quotient) - началась в 1904 году, когда британский психолог Чарльз Спирмен обнаружил, что способности к решению целого спектра задач разного типа коррелируют друг с другом. Он предположил, что за выполнение всех типов интеллектуальных задач отвечает один общий фактор, который он обозначил буквой g (от "general" - общий).
На базе работ Спирмена психологи начали создавать различные методы измерения этого фактора – тесты и вопросники для измерения коэффициента интеллекта. Разные исследования показывали связь уровня IQ с наследственностью, социально-экономическими факторами, с половой принадлежностью.