В России начал свою работу пилотный федеральный проект под названием "Инновационные дороги", главной целью которого является увеличение долговечности дорожного покрытия в 3-5 раз, а также сокращение потребления энергии почти в 15 раз, что вызывает за собой и уменьшение конструкции по меньшей мере в три раза.
Осуществлением этого масштабного проекта занимаются Минэкономразвития, "Роснано", Федеральное дорожное агентство, а также правительства Москвы, Татарстана и Рязанской области.
Как рассказал координатор данного проекта со стороны "Роснано" Александр Наумов, в конструкции дорог, например, предлагается использовать дорожные сетки и арматуру, которые выполнены из базальта и стеклопластика. Можно привести в пример
напольные панно и декоры, использование которых в домах приобретает все большую популярность. На дорогах новые конструкции позволят избежать трещин и разрушений. Важной особенностью базальта является то, что он в четыре раза легче и в три раза прочнее стали, тогда как долговечность этого материала составляет порядка ста лет.
Помимо этого, есть возможность использовать и фибробетоны. Они, в свою очередь, позволяют увеличивать прочность конструкции на 40-200 процентов, водоустойчивость - на 50 процентов, а сцепление колес - на 70 процентов. Наконец, популярными у дорожных служб становятся покрытия из геотекстиля, который стелится слоями. Окончательный выбор в пользу тех или иных материалов, по словам Наумова, будет сделан по итогам испытаний.
Изменятся на инновационных дорогах и лампы освещения, которые будут заменены на энергосберегающие. Это затронет абсолютно все электрооборудование от светофоров до фонарей. При этом все световые приборы будут питаться не от электрической сети, а от собственных аккумуляторов, зарядка которых будет осуществляться в дневное время от Солнца. За включение и выключение света в зависимости от естественной освещенности будет специальная интеллектуальная система.
Не останутся без внимания и дорожные знаки, которые получат дополнительные изменения. Наумов уточнил, что каждый такой дорожный знак получит собственную электронную метку, научившись "общаться" с водителем. В ближайшей перспективе автомобили будут оснащать датчиками, которые буду взаимодействовать не только с дорожными знаками, но еще и с другими системами оповещения. Например, такие датчики будут предупреждать водителей об ограничении скорости или крутом повороте.