Мотивы выбора профессии - многочисленны и разнообразны. Тяга к выбору той или иной профессии обычно связана с особенностями этой профессии, с содержанием и характером труда, престижем профессии и многими другими факторами. Мотивы выбора профессии сказываются на отношении к обучению в вузе и на дальнейшей профессиональной деятельности.
Основные мотивы выбора профессии:
1) Мотивы социального статуса (добиться положения в обществе, получить престижную работу, жить и работать среди образованных людей).
2) Мотивы материально-бытовые (иметь хорошую заработную плату, работу с удобными и комфортными условиями труда).
3) Мотивы самоутверждения в работе (реализовать свои способности, получить работу, которая нравится).
4) Мотивы профессионального мастерства (получить глубокие профессиональные знания).
5) Мотивы собственной работы (получить интересную специальность).
6) Мотивы социальной значимости труда (приносить пользу людям, обществу, получить профессию, с которой легче найти работу).
7) Мотивы получения высшего образования (получить диплом об образовании, стать культурным, образованным человеком).
8) Индифферентные мотивы (просто необходимо получить какую-то профессию).
Выбор профессии - задача со многими неизвестными. От его решения зависит твое будущее. Каждый, прежде всего, хочет, что бы работа была престижной и хорошо оплачиваемой, пользовалась признанием в обществе, соответствовала его способностям, вкусам и навыкам. И, делая выбор, необходимо все серьезно обдумать, получить достаточно достоверной информации о необходимости той или иной профессии на рынке труда, оценить свои личные качества. Помочь в этом может составление личного профессионального плана:
- главная профессиональная цель (представление о том, кем хотите быть, каким хотите быть, чего хотите достичь, какие идеалы жизни и деятельности);
- ближайшие профессиональные цели (представление о цепочке ближайших и более отдаленных целей - «жизненная перспектива»);
- знание путей достижения профессиональных целей и способов работы над собой (осознание собственных мотивов, интересов и склонностей, возможностей, способностей к обучению, состояния здоровья);
- реальная подготовка к профессии (представление о внешних и внутренних условиях достижения намеченных целей, трудностях, возможных последствиях, возможном противодействии тех или иных обстоятельств);
- дополнительные варианты целей и путей их достижения на случаи возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов.