Личность - это индивидуальная совокупность черт, определяющих образ мышления человека, его чувства и поведение. В основе личности - связь и взаимодействие способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации. Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир. Характер определяет его поступки в отношении других людей. Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация - это соответственно, переживания людей и побуждение к деятельности и общению. Все эти компоненты влияют на профессиональное самоопределение личности.
Понятие способностей позволяет объяснить, почему люди различаются по степени успешности в профессиональной деятельности. Почему два человека, занимаясь одной и той же работой, делают это неодинаково хорошо и удачно?
Почему у одного и того же человека одно дело получается лучше, а у кого-то хуже? Все дело в том, что люди обладают различными способностями. Каждый человек может в той или иной степени учиться новому, анализировать ситуацию, принимать решения, понимать окружающих людей, влиять на них, улаживать конфликты, разбираться в технике, считать, рисовать, контролировать свои чувства, переносить физические нагрузки.
Иначе говоря, люди обладают различными способностями, которые определяют возможность успешного выполнения тех или иных видов деятельности. Способности - это индивидуально-психологические особенности человека.
Способности делятся на общие и специальные. Общие у всех людей, но развиты у каждого в разной степени, они важны для разнообразных видов деятельности. Например, физические способности необходимы представителям многих профессий. Сотрудник правоохранительных органов, официант, массажист, тренер должны быть сильными, выносливыми и ловкими. Высокий уровень физического здоровья необходим и тем, кто выбрал профессии, связанные с военной службой, охраной, спортом, аварийно-спасательными работами.
Коммуникативные способности для большинства профессий не менее важны, чем другие. Многие профессии связаны с обслуживанием, обучением, воспитанием других людей, если не напрямую, то косвенно. Успешность врача, юриста, учителя во многом зависит от их эмоциональной устойчивости и умения общаться. Общие способности необходимы для достижения успехов в любом деле, в любой профессии.
Но для некоторых видов деятельности одних только общих способностей может оказаться недостаточно. Необходимы еще и другие способности, которые могут быть особыми для каждого вида деятельности и для каждой профессии. Иногда, в зависимости от вида деятельности, дополнительно требуются какие-то специальные способности: технические, математические, творческие, педагогические и т.п.
Отдельно следует рассмотреть понятие умственных (интеллектуальных) способностей. Эти способности абсолютно необходимы, во-первых, для успешного обучения, усвоения знаний, приобретение навыков внимания, памяти и мышления. Что, в свою очередь, необходимо для овладения широким кругом профессий. Во-вторых, эти способности важны для успешного решения профессиональных задач в области творческих специальностей.
Интеллект проявляется в способности человека к абстрактному мышлению, логическим рассуждениям, пространственному воображению, сосредоточении внимания, запоминанию, усвоению и использованию знаний.
От уровня развития интеллекта зависит успешность работы с текстами, таблицами, графиками, схемами и чертежами, легкость понимания смысла высказываний и формулирование собственных мыслей, вычислений и количественных расчетов. Уровень интеллектуального развития не является постоянным. С одной стороны, он зависит от природных задатков, наследственных особенностей, состояния здоровья, возможностей мозга, возраста человека.
С другой стороны, он определяется жизненным опытом, знаниями и навыками, содержанием и уровнем образования, условиями и образом жизни, спецификой воспитания, мотивами и чертами характера и даже мгновенным состоянием человека.
Люди различаются не только по уровню, но и по типу интеллекта. Одни в большей степени способны к логическим рассуждениям, пониманию абстрактных понятий, владению языком, работе с текстами.
Другие люди с большим успехом могут оперировать точными количественными величинами, делать вычисления, работать с таблицами. Наконец, третьи отличаются способностью к пространственным представлениям, работе с графиками, чертежами, картами и схемами.
В процессе выбора профессии очень важно проанализировать все составляющие личности, которые у вас имеются. Анализируйте себя, испытывайте свои силы в различных видах деятельности, узнайте мнения специалистов относительно ваших особенностей. И только после этого делайте окончательный выбор собственного профессионального пути.