Таможенное администрирование является сейчас одной из наиболее активных сфер интеграции в Таможенном союзе.
Начало нового этапа сближения стран с ожидаемым вступлением в силу 1 января 2015 года также не обойдет стороной эту область: в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) готовят проект нового Таможенного кодекса.
О новациях документа рассказывает член коллегии-министр по таможенному сотрудничеству ЕЭК Владимир Гошин, передает 30 июля Евразийский коммуникационный центр.
Готовится новая редакция Таможенного кодекса (ТК) или новый нормативный акт? Как будет называться новый документ?
Проект документа, который сейчас разрабатывается, называется Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Международный договор о его принятии подпишут страны — члены союза. При этом действующий сейчас договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года с даты вступления в силу нового договора утратит силу.
Проясните, пожалуйста: сейчас действует ТК Таможенного союза или ТК ЕврАзЭс?
В договоре о Евразийском экономическом союзе, который начнет применяться с 1 января 2015 года, уже предусмотрено, что в ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом союза и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право союза, и положениями самого договора о ЕАЭС.
Как уже было сказано, разработка проекта ТК ЕАЭС была начата в декабре 2013 года, но одновременно с договором о ЕАЭС ТК ЕАЭС не вступит в силу.
До вступления в силу ТК ЕАЭС таможенное регулирование в союзе будет осуществляться в соответствии с договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года и другими международными договорами государств-членов, регулирующими таможенные правоотношения, которые были заключены в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, действующими на 1 января 2015 года. Такая возможность закреплена в переходных положениях договора о ЕАЭС (статья 101).
Когда планируется подготовить документ? Когда вступят в силу изменения? Предусмотрены ли различные сроки вступления в силу отдельных частей/статей?
Мы планируем в основном завершить подготовку текста проекта ТК ЕАЭС в августе этого года. В сентябре-октябре доработаем все отложенные или спорные вопросы, обсудим их на рабочей группе, а по итогам направим проект для проведения внутригосударственного согласования.
Этот процесс в государствах займет определённое время, в результате мы получим замечания и предложения сторон по доработке ТК ЕАЭС, еще раз соберем экспертов и рабочую группу для обсуждения результатов согласования и доработки текста. Далее международный договор должен пройти внутригосударственные процедуры, необходимые для его подписания.
Что касается переходных положений проекта ТК ЕАЭС, в которых обычно и устанавливают сроки начала применения отдельных норм или статей международного договора отличные от даты его вступления в силу, то эксперты начнут работать над ними только после подготовки итогового текста ТК ЕАЭС, но уже сейчас понятно, что такие различные сроки вступления в силу отдельных положений ТК ЕАЭС по объективным обстоятельствам надо будет устанавливать.
Кто готовит поправки — представители трех сторон отдельно или специальная комиссия?
К осени прошлого года в государствах — членах Таможенного союза сложилось четкое мнение, что создание Евразийского экономического союза требует кардинальной модернизации таможенного законодательства.
Президенты и правительства наших стран предъявляют к таможенному регулированию очень высокие требования, делая акцент на том, что оно напрямую влияет на привлекательность инвестиционного климата государств, их экономическое развитие и позиционирование в мировом сообществе.
По аналогии с договором о Евразийском экономическом союзе было решено проводить работу по совершенствованию таможенного законодательства также на площадке Евразийской экономической комиссии.
Решением совета ЕЭК от 9 октября 2013 года под моим руководством была создана рабочая группа по совершенствованию таможенного законодательства, в состав которой вошли представители государственных органов государств — членов Таможенного союза (таможенных служб, министерств и ведомств и других уполномоченных представителей), а также представители белорусско-казахстанско-российского бизнес-сообщества.
Подход, который заложен при организации этой работы, хорошо себя зарекомендовал. Рабочая группа обсуждает основные направления совершенствования таможенного законодательства, заслушивает итоги работы экспертов, решает вопросы, по которым эксперты не смогли договориться на своем уровне, дает задания экспертам на очередной период работы.
Уже есть несколько вопросов, которые не могут быть решены на уровне рабочей группы, и их необходимо будет обсудить на совете ЕЭК. Но это обычный переговорный процесс, который за прошедшие годы уже хорошо налажен в государствах — членах Таможенного союза.
Какие плюсы и минусы для сторон союза готовит новый кодекс?
Расскажу о плюсах проекта ТК ЕАЭС и минусах действующего таможенного законодательства Таможенного союза.
Сейчас в договорно-правовую базу ТС и ЕЭП наряду с Таможенным кодексом ТС входят 30 международных договоров, девять из которых уже потеряли актуальность и будут отменены с 1 января 2015 года. Нормы 16 международных договоров были пересмотрены и в измененном виде включены в проект ТК ЕАЭС.
В качестве отдельных международных договоров теперь останутся только те, которые затрагивают таможенные вопросы, но непосредственно не регулируют таможенные правоотношения.
Сейчас таких договоров пять. Среди них соглашения, касающиеся работы объединенной коллегии таможенных служб государств — членов ТС, деятельности представительств таможенных служб, соглашения, определяющие особенности привлечения лиц к административной и уголовной ответственности, а также оказания правовой помощи и взаимодействия таможенных органов государств — членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях.
В целом при подготовке проекта ТК ЕАЭС помимо согласования его терминологии и норм с положениями договора о ЕАЭС, а также имплементации в него положений 16 международных договоров, решаются весьма актуальные для государств — членов ЕАЭС задачи, такие как совершенствование, модернизация таможенного администрирования с использованием современных информационных технологий; сокращение национального сегмента таможенного регулирования; учет положений международных конвенций по таможенным вопросам и обязательств государств-членов, взятых в рамках ВТО, в том числе соглашения по упрощению процедур торговли от 11 декабря 2013 года; устранение существующих в ТК ТС недочетов и коллизий.
Успешное решение этих задач при подготовке проекта ТК ЕАЭС и будет являться плюсами для государств — членов ЕАЭС, которые получат новое, модернизированное, соответствующее международным стандартам таможенное законодательство.
Повлечет ли это изменения таможенного законодательства участников союза? Потребуется ли унификация?
Действующий в настоящее время Таможенный кодекс ТС содержит большое количество отсылочных норм, позволяющих регулировать целый ряд вопросов на национальном уровне. Когда мы их анализировали, то насчитали порядка 211 таких норм. Естественно, государства — члены ТС и ЕЭП реализовали их в своих национальных таможенных законах.
Еще до начала работы над проектом ТК ЕАЭС в рамках работы консультативного комитета по таможенному регулированию был проведен анализ имеющихся в ТК ТС отсылочных норм на национальное законодательство. Мы получили четкую картину, как эти нормы реализованы в национальных таможенных законах.
Эксперты, работая над проектом ТК ЕАЭС, используют эту информацию и обсуждают исключение отсылочных норм, которые вызывают различное правовое регулирование таможенных правоотношений либо не были востребованы и реализованы в национальных актах.
Однако совсем исключить такие отсылки не планируется, да и не получится. Большинство отсылочных норм связано с тем, что другие отрасли законодательства государств не унифицированы (налоговое, валютное, административное, банковское, законодательство об электронном документе), соблюдение норм которых необходимо и при таможенном регулировании.
В связи с этим, конечно, после подписания ТК ЕАЭС всем трем государствам придется приводить свои национальные таможенные законы в соответствие новому наднациональному таможенному законодательству ЕАЭС.
Расскажите, пожалуйста, поподробнее о наиболее серьезных новациях нового документа.
За годы, прошедшие после вступления в силу ТК ТС, информационные системы и информационные технологии, применяемые таможенными службами, ушли далеко вперед, и нормы ТК ТС, предусматривающие бумажный документооборот при взаимодействии таможенных органов с лицами, совершающими операции, стали входить в противоречие с практикой работы таможенных органов.
Назову наиболее важные изменения таможенного законодательства, которые нашли отражение в проекте ТК ЕАЭС: приоритет электронного таможенного декларирования и применение письменного декларирования только в исключительных случаях;
возможность совершения таможенных операций, связанных с регистрацией таможенной декларации и выпуском товаров, автоматически, с использованием информационных систем таможенных органов;
оптимизация сведений, подлежащих указанию в декларации на товары и транзитной декларации;
возможность подачи таможенной декларации без представления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена;
использование механизма единого окна при совершении таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию, убытием товаров с этой территории, таможенным декларированием и выпуском товаров;
сокращение сроков выпуска товаров;
четкая регламентация условий использования товаров, помещенных под таможенные процедуры, если содержание таможенной процедуры предусматривает ограничения по их использованию на таможенной территории ЕАЭС либо за его пределами.
В проекте ТК ЕАЭС должны появиться еще интересные новеллы при регулировании следующих, находящихся еще в процессе обсуждения, вопросов:
применения при проведении таможенного контроля системы управления рисками;
проведения таможенного контроля после выпуска товаров;
совершения таможенных операций в отношении транспортных средств международной перевозки;
перемещения товаров физическими лицами для личного пользования;
деятельности уполномоченных экономических операторов.
Обо всем комплексе новелл, которые будут в новом таможенном законодательстве, и более подробно по каждой из них будет иметь смысл поговорить уже по итогам завершения разработки проекта ТК ЕАЭС.
Выгоды и/или потери принесет принятие нового Таможенного кодекса бизнес-сообществу наших стран?
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза — это первый проект международного договора, регулирующего таможенные правоотношения, который разрабатывается совместно всеми заинтересованными сторонами — государственными органами, представителями бизнес-сообщества трех стран и специалистами Евразийской экономической комиссии.
До него складывалась практика, что проекты международных договоров разрабатывали и согласовывали в трехстороннем формате только представители государственных органов, а потом в каждой стране начиналось внутригосударственное согласование готовых проектов уже на национальном уровне с участием представителей бизнеса.
Кроме того, среди представителей бизнес-сообщества складывалось мнение, что государственные органы используют такой формат работы для того, чтобы регулировать таможенные вопросы, учитывая только свои интересы, не допуская на эту переговорную площадку представителей бизнеса.
Участие в работе всех заинтересованных сторон, на наш взгляд, позволило свести воедино все интересы, обсуждать наболевшие вопросы в широком формате и находить по ним компромиссные решения при подготовке проекта ТК.
Основными вопросами, которые бизнес обозначил при подготовке проекта ТК ЕАЭС, являются:
установление ясных и четких правоотношений, при которых каждый хозяйствующий субъект будет знать свои права и обязанности;
исключение субъективизма при принятии решений таможенными органами, в том числе за счет применения информационных систем и информационных технологий;
сокращение сроков совершения таможенных операций;
максимальное использование интернет-ресурсов;
дальнейшее развитие института+ уполномоченных экономических операторов;
исключение коллизий в законодательстве — как непосредственно в таможенном, так и с другими отраслями законодательства.
И все эти вопросы уже нашли отражение в проекте ТК ЕАЭС. Поэтому сейчас можно говорить только о выгодах и преимуществах, которые в результате нового законодательства получит бизнес, полагая, что нормы, которые могли бы принести бизнесу потери, ухудшить его положение, в этот проект не войдут, так как бизнес имеет возможность непосредственно участвовать и представлять свои интересы в работе над проектом ТК ЕАЭС.
Источник: _http://ca-news.org