Потребительский бойкот всегда влечет убытки
С марта этого года начался общественный протест против российских товаров и предприятий в Украине. Бойкот торговых марок и продукции, услуг и отдельных представителей сферы развлечений из РФ стартовал с инициативы украинцев и успел получить поддержку на уровне местных властей.
Сначала Львовская, Ивано-Франковская и Черкасская обладминистрации приняли решение о специальной маркировке российской продукции. На днях аналогичное решение приняла и Киевская горадминистрация.
Власти дают потребителям право выбора – глядя на маркировку, они могут определиться: приобретать или нет, тот или иной товар. Формально никто не навязывает свое решение. Однако, о том, что бойкот российских товаров негативно отразится на украинском рынке труда и экономике, предпочитают умалчивать.
Избирательный ущерб Эксперты уже повели первые итоги полугодичного бойкота. Хотя в структуре импорта из России потребительские товары занимают незначительное место, убытки от бойкота пищепрома и бытовой химии оценивают приблизительно в $100 млн.
Падение продаж легпрома российского производства оценивают в 70%. Это еще несколько десятков миллионов. Российские эксперты говорят, что за первое полугодие 2014 г. продажи товаров из РФ в Украине в среднем упали на 30%.
И хотя ряд украинских торговых сетей заявили, что бойкот существенно не влияет на их работу, этим могут похвастаться далеко не все реализаторы российской продукции. Ведь легпромом и пищепромом бойкот не исчерпывается. В Интернете есть немало списков компаний, деятельность которых связывают с РФ.
Яркий пример сети ресторанов, которые и так несут убытки. Бойкот приведет к сокращению персонала или закрытию таких заведений. Как итог – украинцы, работающие в них, останутся без работы.
Похожая ситуация и в сфере развлечений. С начала года украинские концертные агентства отменили уже больше 500 выступлений и потеряли около 150 млн. грн.
Основная причина – боязнь самих артистов приезжать в нестабильный регион. Но урон наносят и отмены концертов по политическим мотивам. Неустойку приходится платить украинской стороне, и она же возмещает стоимость купленных билетов.
В свою очередь на российских производителей бойкот оказывает самое прямое влияние. Например, компания Gloria Jeans, которая с 2007 г. открыла больше десяти фабрик в Украине и трудоустроила около 3 тыс. человек, сейчас остановила производство в нашей стране.
«Жду, чем все кончится, несу большие убытки», – заявил российским СМИ основатель и владелец Gloria Jeans Владимир Мельников. Так что вместе с компанией несут убытки и тысячи ее работников – граждан Украины.
Купить нельзя бойкотировать Полгода бойкот бил по штрих-кодам и брендам. Начинался он декларативно, но уже привел к ощутимым последствиям для Украины и России.
«Если мы посмотрим на данные по внешней торговле, то наш экспорт в Россию серьезно сократился. Также, как существенно сократился и импорт из России», – говорит старший аналитик МЦПИ Александр Жолудь.
Хотя бизнес, связанный с Россией, и его сотрудники несут убытки, последствия бойкота в масштабах страны носят неравномерный характер. В структуре российского импорта большую часть занимают не товары, а ресурсы. Периодически активисты наносят по ним точечные удары. Вот только получается плохо, ведь без них нашей экономике обойтись не просто сложно, а невозможно.
Одна из самых чувствительных сфер экономики – банковская, и в Украине из 180 банков десять имеют российский капитал. С начала года из них, также как и из отечественных, вкладчики «вымывали» средства. Но эта десятка пока что держит удар.
«Украинские банки с российским капиталом к нам ни разу не обращались за рефинансированием за это время, – заявила глава НБУ Валерия Гонтарева. – Более того, они поддерживали ликвидность на достаточном уровне и держали полный уровень резервов на достаточном уровне.
При этом у них отток депозитов был один из наивысших в стране – около 50%». Эксперты говорят, что банки с российским капиталом получали достаточное финансирование от своих материнских структур. Но не стоит забывать, что они делились денежным ресурсом и предоставляли кредитные линии для украинских предприятий.
Однако против деятельности финучреждений с российским капиталом активисты выступали не раз. Их отделения в разных регионах блокировали, обливали краской, обклеивали листовками. Даже представители политикума предлагают их бойкотировать.
Но эта «акция» выглядит однобокой. Некоторые украинские банки с российским капиталом продолжают восприниматься как отечественные и отток депозитов из них существенно меньше. Так что бойкот и справедливость плохо уживаются друг с другом. Но дальше – больше.
Российские нефть и газ Украина не может заменить. Хотя активисты призывают бойкотировать некоторые АЗС и устраивают протестные акции возле заправок, мы продолжаем использовать российские энергоресурсы.
«Нефтепродукты мы покупали и покупаем не напрямую в России, а после их переработки на прибалтийских и белорусских заводах, – говорит Жолудь. – Но все равно это – российская нефть. Газ, который нам необходим, мы не можем поставлять из других источников. Хотя бы потому, что технологически наша ГТС не рассчитана на большие объемы газа с западной границы».
По оценкам экспертов, Украина сократила потребление газа на 20 млрд. куб. м. Но это произошло не из-за бойкота и не за счет применения энергосберегающих технологий. Просто сейчас простаивают главные потребители газа – крупные предприятия химпрома, металлургии.
Вот и получается, что, не желая покупать российскую одежду, мы «сокращаем» украинских работников. Перестав покупать продукты из РФ, ездим на работу и греемся за счет российских ресурсов. Да еще и опыт других стран явно не на нашей стороне.
В разных странах, в том числе в России, США и государствах ЕС, потребители не раз объявляли бойкоты тем или иным странам. Но ни один из них не дал положительного экономического или политического эффекта.
Автор материала: Ольга Коваленко
Источник: _http://comments.ua/