В мире бизнесмены и аналитики считают, что ситуация со взяточничеством и казнокрадством в нашей стране осталась на плачевном уровне.
Об этом свидетельствует вчерашний отчет организации Transparency International, поставившей Украину в списке свободных от коррупции стран на 142-е место.
Ежегодный рейтинг базирующейся в Берлине Transparency International считается самым авторитетным и широко используемым индикатором мировой коррупции. Организация составляет его, выставляя странам оценки по шкале от 0 до 100 на основе опросов экспертов и бизнесменов по всему миру.
В нынешнем году наивысшую оценку – 92 балла – получила Дания. Самую низкую – 8 – Сомали и Северная Корея. А «средняя температура по больнице» в мире составила 43 балла. Оценка Украины, в сравнении с прошлым годом, повысилась на 1 балл – до 26. Это по-прежнему худший показатель среди европейских стран.
Мировая динамика Крайние точки рейтинга Transparency International за год не изменились. На вершине списка со столь же хорошими оценками, как и в 2013 году, оказались Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция, Норвегия и Сингапур, а замыкают его по-прежнему два Судана, Афганистан, КНДР и Сомали.
Существенные изменения произошли в середине списка. Наихудшую динамику показал Китай, съехавший с 80-го места на 100-е, и Турция, скатившаяся с 53-го на 64-е. А наиболее позитивные сдвиги продемонстрировали Египет, поднявшийся со 114 строчки на 94-ю, и Кот-д’Ивуар, перескочивший со 136-й на 115-ю.
Коррупционный имидж Турции ухудшился из-за шквала обвинений в адрес президента Реджепа Эрдогана, который, по жалобам журналистов, в нынешнем году узурпировал власть и принялся препятствовать свободе слова.
Примечательно, что нового лидера Египта также критикуют за жесткий авторитаризм. К тому же фельдмаршал Абдель Фаттах ас-Сиси, ставший в июне президентом этой страны, ранее сместил правительство исламистов и подверг жестоким репрессиям движение «Братьев-мусульман».
Тот факт, что после этого в восприятии общества Египет стал казаться менее коррумпированным, эксперты объясняют тем, что с приходом Абделя ас-Сиси, за которого на президентских выборах проголосовало 96% избирателей, страна обрела долгожданную стабильность после нескольких лет политической неопределенности.
«Улучшение позиции Египта в этом году – это отражение не реальных изменений в обществе, а относительного улучшения бизнес-климата. Оценка 37 по шкале от 0 до 100 все еще шокирующее мала. Египет не смог внедрить необходимые реформы для эффективной борьбы с коррупцией», – поясняет представитель Transparency International Фарид Фарид.
Жалобы на Украину Поставленная Transparency International оценка 26 означает, что мир не поверил в очищение власти в Украине. Это произошло потому, что в информационном пространстве, из которого получают представление о ситуации в нашей стране бизнесмены и аналитики, ура-патриотические новости о победе прозападных партий, люстрациях и радужных ожиданиях перекрываются потоком мрачных статей.
В одной из таких критических публикаций, размещенной в газете Financial Times 4 ноября, владелец украинской бизнес-группы «ИСТИЛ Груп» Мохаммад Захур разочарованно сетует на то, что «прошло пять месяцев, как Петр Порошенко пришел к власти, пообещав перемены, но так ничего и не изменилось».
По его словам, «мафия среднего уровня», выкачивающая деньги через коррупционные схемы, укоренилась в украинской чиновничьей среде настолько прочно, что пришедшие в правящую систему реформаторы вряд ли смогут от нее избавиться.
Заместители министров или главы отделов в нашей стране, как рассказывает англоязычной аудитории господин Захур, зачастую обладают большей реальной властью, чем их официальные начальники.
Сильнее всего в Украине владельца «ИСТИЛ Груп» расстраивает система возврата налога на добавленную стоимость. Тогда как в Британии все решается удаленно, и за девять лет налоговики наведались на принадлежавшее Мохаммаду Захуру предприятие Queenborough лишь раз, в Украине инспектора досаждают бизнесменам постоянно даже при идеальном ведении бухгалтерии, и периодически сообщают, что быстро вернуть НДС удастся только после уплаты 30%-ного «отката» главе налогового управления.
Регулярно сталкиваться с коррупцией бизнесмену также приходится в юридической системе, где судебные процессы «часто более похожи на тендеры», на которых посредники подходят и прямо говорят: «Другая сторона собирается заплатить судье такую сумму, способны ли вы перебить это предложение?»
Издание New York Times в статье «Собственный худший враг Украины» опубликовало жалобу специалиста офиса НАТО в Украине Александра Лапко, получившего повестку в военкомат и столкнувшегося с дилеммой: заплатить более $2000 для получения качественного военного снаряжения, отсутствующего из-за коррупции в Минобороны, или взятку в $2000 для фальшивого медицинского свидетельства о непригодности к службе.
Засекреченность закупок Минобороны Украины, по его мнению, скрывает «смертельную коррупцию», приводящую к гибели солдат. «Например, характеристики приобретаемых бронежилетов не публикуются. Это значит, что правительство может безнаказанно закупать низкокачественное снаряжение. Обычно оно так и делает», – говорится в статье.
Информагентство Reuters опубликовало еще более жесткие обвинения, широко растиражированные множеством других изданий. В размещенной 9 ноября статьеутверждается, что опыт оказания помощи Украине разочаровал дипломатов Брюсселя. У них возникли подозрения, что руководители Украины тайно сговариваются с Россией.
«Эндемическая постсоветская коррупция, влиятельность «олигархов» и подозрения в коллаборационизме Украины с предполагаемыми врагами в Москве заставляют некоторых в Брюсселе задуматься об изменении уровня европейской поддержки», – пишет Reuters.
Впрочем, эту обвинительную статью агентство закончило на позитивной ноте, приведя опровержение украинской стороны и процитировав более оптимистичного европейского дипломата: «Крупнейшей ошибкой было бы недооценивать народ Украины. Это касается всех сторон – нас, Януковича, Путина. Никто из нас не ожидал Евромайдана. Так давайте посмотрим, что произойдет дальше».
Автор материала: Денис Закиянов
Источник: _http://forbes.ua/