Прошел довольно длительный срок со времени отмены обязательной сертификации на некоторые виды продовольствнных товаров. Напомню, сделано это было по инициативе Владимира Путина, высказанной им в ноябре прошлого года. Цель вполне понятна – снижение административных барьеров и коррупционной нагрузки для малого бизнеса. Тогда, в ноябре, по предварительным оценкам, экономический эффект от этого нововведения должен был составить около 700 миллионов рублей.
Нашлись и противники столь радикального решения, и надо сказать, их было немало. Главным аргументом «против» было то, что предприниматели перестанут следить за качеством продукции, предлагая потребителю заведомо просроченный или негодный товар. Однако месяцы идут, а массовые отравления продуктами питания если и случаются, то как-то не очень связаны с наличием или отсутствием сертификата соответствия на продукт, ставший причиной происшествия.
Действительно, если честно – вы верите сертификатам соответствия, которые демонстрируются или демонстрировались продавцами, в большинстве случаев, только после настойчивой просьбы, повторенной как минимум дважды? Я, например – не особо верю, поскольку прекрасно знаю, как и каким образом эти бумаги оформлялись – через множество псевдоэкспертных контор и конторок, не особо утруждавших себя исследованиями продукции, либо вообще «на коленке» - я имею в виду откровенные подделки. Если учесть тот факт, что теперь вся эта масса бумаги стала ненужной – а значит, не нужно и нести затраты на ее оформление – несомненно, шаг властей можно рассматривать как положительный для малого бизнеса.
Сертификацию заменили декларированием - теперь, для того, чтобы продукция оказалась на полках магазинов, достаточно всего лишь декларации соответствия качества, которая предварительно будет занесена в единый общероссийский реестр. Производителям не придется тестировать свои товары в сертификационных центрах — достаточно задекларировать их качество и безопасность. Нам говорят о том, что такая система наиболее приближена к той, которая существует в развитых странах, в частности, в Европе.
Действительно, обязательное декларирование качества распространено, скажем, в Германии. Однако степень ответственности производителя или продавца за нарушение декларации «у них» и «у нас» несопоставима. «Там» недобросовестный предприниматель имеет реальные шансы отправиться в тюрьму, причинив вред здоровью потребителя путем продажи ему некачественного продукта питания. У нас – штрафные санкции порой не идут ни в какое сравнение с упущенной прибылью от утилизации просроченного товара. А в убыток себе торговать и производить никто не будет, если конечно, не установить сразу достаточно жесткие рамки ответственности.
Размер штрафов должен в несколько раз превышать размеры прибыли, но главную роль в обеспечении качества продукции должны играть отраслевые или региональные объединения предпринимателей. Членство в таких объединениях, если оно дает реальные выгоды для бизнеса, является мощным рычагом влияния на добросовестность предпринимателя. И этот рычаг нужно использовать в максимальной степени.
Судите сами. Функции по проведению проверок сейчас осуществляет Роспотребнадзор, но его возможности ограничены действующим законодательством: плановые проверки проводятся раз в три года, а внеплановые надо не только согласовать с прокуратурой, но и предупредить о ней проверяемого. Однако как раз последние и проводятся по факту обращений потребителей. Вот и думайте: захочет ли представитель Роспотребнадзора заниматься бумажной волокитой для проверки обращения единственного покупателя относительно того, что "в таком-то магазине колбаса несвежая"?
Предпринимательская же организация имеет реальную возможность при поступлении систематических нареканий предупредить такого бизнесмена, а если ситуация не изменится – и отказать ему в членстве. Такое решение может остудить даже самую горячую голову, особенно в регионах, где деловое сообщество не столь многочисленно, и репутация потенциального партнера в глазах коллег по бизнесу имеет решающую роль.
Хотя, конечно, переломить ситуацию коренным образом – чтобы не требовалось никаких дополнительных «регулирующих инструментов» - можно будет лишь тогда, когда изменится сам бизнес – из «однодневного» превратится в настоящее достояние отдельно взятой семьи, передаваемое по наследству. Тогда репутационный урон от сомнительного качества товара или услуги станет гораздо страшнее для предпринимателя, нежели упущенная прибыль. Ведь в той же Германии фактором обеспечения высокого качества продукции МСП является уж точно не гипотетическая угроза тюремного срока, а как раз «потеря лица», после которой незадачливому предпринимателю останется только одно – закрываться.