Вывески существовали всегда. Причем зачастую это существование было отнюдь не безоблачным: например, еще в позапрошлом веке эстетически сознательные граждане Санкт-Петербурга строчили анонимки генерал-губернатору о том, что обилие вывесок застит архитектурные красоты. В новейшие времена вывески стали напрямую отождествлять с наружной рекламой. В России на стадии разработки соответствующего законопроекта защищать вывески от налоговиков пришлось думской фракции «Народный депутат»: «нардепы» напомнили, что по закону продавец обязан довести до сведения покупателя название своей организации, место ее нахождения, режим работы и разместить указанную информацию на вывеске. Иными словами, вывеска - обязательная информация. А ко всему обязательному (кроме вывесок) у нас принято относиться ответственно.
В Минске сегодня благополучно сосуществует несколько поколений вывесок. Возникающий стилистический диссонанс вызывает улыбки даже у специалистов Мингороформления, не говоря уже о менее скованных в эмоциях простых горожанах. Итак, три генерации наружной рекламы в городе:
«У павильона «Пиво-воды». Наружная реклама в стиле трухлявого раннебрежневского псевдоампира, изредка облагораживаемая жидковатой краской. Особо популярен такой вид «наружной рекламы» среди таких видов торговых точек, как небольшие продуктовые и овощные магазины, захолустные предприятия бытового обслуживания и т.п. Считается, что с этими вывесками можно не бороться - рассыплются во прах сами. Ан нет, сделаны на совесть и пережили уже не одно десятилетие.
«Круче только яйца». Безвкусица наружной рекламы последнего десятилетия, порожденная незнанием новых материалов или желанием сэкономить. Вам не приелись заполонившие весь город нежно-розовые, словно у секс-шопов, вывески парикмахерских, магазинов бытовой техники и даже обычных гастрономов («с клубничкой»)? Подбор шрифтов обычно бесхитростен и безошибочен, как выкидываемые в процессе общения пальцы, названия аляповаты и незамысловаты, как монолог подвыпившего биндюжника. Эти конструкции рухнут только под гнетом острой конкуренции, никак иначе...
«Новое, еще не ставшее старым». Просто хорошие вывески, образцы наружной рекламы, радующие глаз и профессионализмом дизайнера, и классом используемых технологий. А количество этих технологий выросло за последнее десятилетие в несколько раз. Например, акриловое стекло, отличающееся высокой плотностью и стойкостью цвета, или светодиоды, более яркие и экономичные, чем газосветная реклама, и т.д., и т.п. (см. «Наружный опрос»). Другое дело, что кроме технологий есть вкус и стиль - составляющие, которые зачастую важнее навороченного "трима" или "элькамета".
В России, кстати, уже давно проводится конкурс «Вывеска года». Призы на нем присуждаются по четырем номинациям: «Вывеска с преобладанием неона», «Световые короба», «Объемные буквы и конструкции», «Оформление транспортных средств», а в жюри председательствует порою сам главный художник Москвы...