Спасительный франчайзинг
Франчайзинговые предприятия намного успешнее справились с экономическим кризисом, чем независимые компании.Экономический кризис вызвал большой интерес к франчайзингу среди предпринимателей. Оказалось, что франчайзинговые предприятия намного более устойчивы к экономическим потрясениям, чем независимые компании. В подготовленном недавно обзоре Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) приводятся такие данные. За последние три года в Италии закрылось 80 тысяч магазинов, но в эту цифру вошли всего три магазина, работающих по франчайзингу. В 2008 году, когда абсолютное большинство предприятий ушли в минус, количество франчайзи 500 крупнейших франчайзеров США выросло на 4,7%, а в 2009-м прирост составил 2,9%.
В «мирное» время франчайзинговый бизнес также демонстрирует лучшие результаты. Согласно данным ТПП США, 97 % франчайзинговых предприятий преодолевают пятилетний период и продолжают успешно работать в дальнейшем, в то время как в среднем около 60% нефранчайзинговых предприятий прекращают свою деятельность в тот же период.По России подобных данных нет, но видимый в последнее время рост числа франчайзинговых предприятий и данные некоторых франчайзеров говорят в пользу такой формы бизнеса.
Так, компания «Баскин Роббинс» за первое полугодие открыла 12 новых ресторанов, и до конца года планирует открыть еще более 10 франчайзинговых предприятий.
Компания ООО «Галерея-Алекс» (бренды «Шоколадница» и «Ваби Саби») из 16 франчайзинговых предприятий 10 было открыто в прошлом году. С начала года появилось еще четыре франчайзи, и собирается открывать еще 6.Быстро развивается сеть «Стардог!s», точки которой торгуют хот-догами, руле и горячими сэндвичами. За последние 14 месяцев компания открыла 100 новых точек продаж. На начала июня их насчитывалось 400.Бум открытия франчайзинговых предприятий имеет место у компании SUBWAY® – крупнейшей в мире сети ресторанов по продаже сэндвичей (более 32 600 точек в 91 стране мира). В апреле 2010 года компания сообщила об открытии 100-го ресторана в России. Это большое достижение, учитывая, что в ноябре 2008 года у компании было только 47 ресторанов.Все примеры взяты из сферы общественного питания, потому что в кризис именно она взяла на себя роль лидера в сфере франчайзинга, которая раньше принадлежала ритейлу. Согласно обзору РАФ, в 2009 году число представляемых бизнес-концепциях франчайзинга в сфере общественного питания сравнялось с числом запросов франшиз в розничной торговле, тогда как еще в 2008 году последних было в 2,5 раза больше. Примерно на 30% выросло за год число франчайзи в сфере услуг.
Устойчивость франчайзингового бизнеса очередной раз доказывает истину, что в бизнесе нет мелочей. Покупая франшизу, предприниматель приобретает отлаженную модель бизнеса. Он платит франчайзеру за все «шишки», которые тот набил за время становления бренда и успешно исправил. Ибо тот, кто не исправляет свои ошибки, уходит с рынка. Самостоятельные российские предприниматели могли допускать ошибки во время бурного роста рынка в начале 2000-х, в период экономического спада эта ошибки для многих оказались фатальными.Франчайзи покупает у франчайзера не только проверенную технологию ведения дел. Все крупные успешные фирмы-франчайзеры организуют снабжение своих франчайзи товарами (или хотя бы критически важной для бизнеса продукцией) и поддерживают бизнес рекламными акциями. Франчайзи может обратиться к продавцу франшизы за консультациями и любой помощью, так как франчайзер финансово заинтересован в успехе своих франчайзи, которые ежегодно выплачивают ему роялти, обычно в размере 5-7% от оборота.Успешность франчайзингового бизнеса демонстрирует еще и ту истину, что крупные компании действуют на рынке в целом успешнее, чем небольшие фирмы. Франчайзинг можно рассматривать как удачную модель сочетания преимуществ крупной корпорации с энергией и предприимчивостью единоличного собственника. Через франчайзинг малый и средний бизнес получают вход в «семью» крупной корпорации, которая с их помощью и на их средства быстро растет.Чем выше конкуренция на рынке, тем более перспективна франчайзинговая модель бизнеса. В США, например, доля продаж через системы франчайзинга составляет около 40% от общего объема розничных продаж, аналогичный показатель для стран Европы – от 5 до 30%.Развитию франчайзинга помогает известность бренда. Покупатель готов платить «премию за бренд», потому что бренд обеспечивает ему известный уровень качества. Малая известность или полная неизвестность российских брендов – вот что сдерживает рост российский франчайзинговых компаний.Перспективы развития франчайзинга в России сегодня выглядят как никогда обнадеживающе. Российская ассоциация франчайзинга в первой половине 2010 года претерпела значительные изменения, которые позволили ей поставить перед собой амбициозные задачи. Главной из них объявлено формирование национальной программы развития франчайзинга при тесном сотрудничестве государством. В Ассоциации подготовлены и внесены на рассмотрение в органы власти предложения по изменению тех положений нормативной базы, которые сейчас сдерживают развитие франчайзинга. Ассоциация также ставит перед собой задачу внедрения стандартов и правил деловой этики во франчайзинге, что для российского бизнеса особенно актуально. Случаи недобропорядочного поведения франчайзеров и франчайзи мешают франчайзингу едва ли не больше всех остальных неурядиц.