Вы владелец ресторана, кафе или ночного клуба. Вы вкладываете деньги в рекламу своего заведения. А Вы уверены что реклама работает? И приводит к Вам клиентов или часть рекламного бюджета расходуется в пустую?
Например: Вы оплачиваете рекламу по радио, в газетах и журналах, в интернете, а также в справочниках. Плюс у Вас есть вывески и наружная реклама. Готов поспорить, что 50% процентов рекламы не работает. А возможно и большая часть.
Обычно рекламодатель размещает рекламу так: он выбирает носители рекламы на свое усмотрение исходя из рекламного бюджета. По принципу: мне кажеться что если я размещу свою рекламу в этом журнале, то ко мне придут гости. И наверное затраты на рекламу окупятся и принесут прибыль. После этого реклама размещается на данном журнале, газете, радио и пр.
Через какое то время набирается пакет из нескольких видов рекламы. И дальше «по традиции» идет размещение в них постоянно.
Если провести анализ и выяснить от какого вида рекламы приходят люди в Ваше кафе, ресторан или клуб, то выяснится, что гостей приводит только один или два вида рекламы, а остальные расходы на рекламу просто уходят в пустоту.
Есть только один способ понять какая реклама приводит клиентов — это опросы посетителей.
Как иллюстрацию, хочу рассказать историю из нашего опыта. Давайте для простоты назовем заведение «Ресторан».
В переговорах о размещении рекламы у нас на страницах Журнала The Places www.the-places.ru было сказано (сейчас я воспроизведу по памяти примерный ход диалога): Ресторан: Я уже размещаю рекламу в двух журналах и на трех сайтах. Зачем мне нужны Вы?
Журнал: А как Вы оцениваете эффективность рекламы?
Ресторан: Примерно.
Журнал: Давайте заключим пари. Мы разместим бесплатно у нас рекламу Ресторана. Вы размещаете рекламу как обычно. И если у Вас общая выручка от гостей пришедших по рекламе превышает месячный рекламный бюджет — мы размещаем у себя бесплатно Вашу рекламу.
Если же расходы на рекламу составят больше, чем выручка, то Вы весь свой бюджет следующего месяца отдаете на размещение мне.
Мы дадим Вам примерную анкету. Вы проведете опрос своих гостей и узнаете по какой рекламе они к приходят в Ресторан. А через месяц мы с Вами встретимся и посмотрим Ваши цифры.
Директор оказался «игроком» и мы заключили пари.
Через месяц было интересно смотреть на удивленное лицо директора Ресторана. В итоге рекламный бюджет он отдал нам.
А на будущее у него уже был инструмент оценки эффективности рекламы.
Если у Вашего клуба, кафе или ресторана есть свой сайт в интернете, то можно отследить откуда переходят посетители сайта. Такое отслеживание полезно. Если у Вас до сих пор не стоят счетчики, то лучше их подключить как можно быстрее. Такая информация полезна.
Но, по большому счету — это самообман, т. к. посетитель сайта — это не гость Вашего заведения и может им никогда не стать.
Сайт стоит рассматривать, как один из способов рекламы
Самую полезную информацию для анализа различных рекламных носителей дают только опросы посетителей.
Организовать их проще простого.
Дайте распоряжение официантам спрашивать у гостя в тот момент когда они приносит счет: «Откуда Вы узнали о нашем заведении?». И обязательно фиксировать все ответы.
Этот момент самый подходящий для такого вопроса, т. к. гость уже покушал и доволен.
Такой способ самый простой, но появляется человеческий фактор. Официант может забыть спросить, а потом сам придумать ответ.
Более эффективный следующий вариант: просить гостей клуба, ресторана или кафе заполнить небольшую анкету с рядом вопросов, среди которых будет и вопрос «От куда Вы узнали о нашем заведении?» и варианты ответов с указанием всех видов размещенной Вам рекламы. Кроме того в варианты ответов стоит добавить еще такие: «посоветовали знакомые», «свой вариант ответа».
В такой опросник можно добавить также следующие вопросы:
Что Вам больше всего понравилось?
Что Вы порекомендовали бы изменить в кухне, обслуживании?
Как Вы оцениваете работу официанта?
И ряд других, которые смогут Вам улучшить работу своего ресторана, кафе или клуба.
При этом не рекомендуется в опроснике указывать более 6 вопросов и спрашивать личную информацию. Всегда нужно помнить, что Ваш гость — не подозреваемый, а Вы — не следователь.
Можно вместе со счетом просить гостя заполнить анкету. Или чтобы гость охотнее заполнил анкету можно предложить ему за заполнение анкеты, например карту постоянного гостя или какой то приятный подарок. Например: кофе или десерт. Для заведения такой подарок практически ничего не будет стоить, а ответы гостей в анкетах — будут поистине бесценны.
Опросы гостей могут также позволить протестировать эксперименты с рекламой и увеличить ее эффективность.
Но об этом в следующий раз.