С самого начала 2000-х годов (а может даже и раньше) правительство Москвы говорило об имидже столицы. По крайней мере, известно о проведенном «Ромиром» исследовании (http://www.4p.ru/index.php?page=910) по заказу руководителей города и в рамках городской программы «Имидж Москвы–2000». И все 2000-е интерес к этой теме периодически всплывал, но не выливался ни в какие конкретные результаты. Туристов Москва хотела, но не привлекала.
Уже в конце 90-х мир сходил с ума от перспектив интернета и активно обзаводился сетевыми представительствами. Москва тоже обзавелась. Но официальные структуры привыкли общаться на своем казенном языке, малопонятном рядовому человеку. И уж точно непривлекательному и скучному. Этот стиль общения был применен и в сети. А о туристах речь не шла вообще. И потому долгое время на просторах интернета был доступен красивый (для своего времени), удобный и «человечный» сайт Москвы... штата Айдахо (www.moscow.com). А пустую нишу стали заполнять на общественных началах активисты, любящие Москву (как они сами о себе отзываются на moscow.info) и на коммерческих началах – турфирмы.
И лишь в конце 2000-х появился официальный сайт Москвы, ориентированный на туристов (ниша официального сайта для москвичей пока свободна, впрочем эту нишу занял довольно хороший неофициальный Москва.ком, www.moskva.com). Конечно, неплохо бы, если сайт был бы ориентирован не только на гостей города, но и на жителей. Но и то, что такой сайт появился – уже огромный шаг вперед. Да и жителям Москвы этот сайт будет, все же, отчасти полезным.
Теперь можно смело говорить, что у Москвы, наконец-то, есть человеческое онлайн-лицо – moscow.ru, «Москва – Московский международный ». Сайт заработал в 2010 году, сделан очень добротно, красиво, полезно и на нормальном человеческом языке, понятным любому человеку. По этому сайту хочется побродить, его интересно читать. Все расписано доступно: как, что, куда, где... Затронуты все сферы московской жизни, даны ценные советы и рекомендации, приведены полезные ссылки (например, где забронировать отель или как найти агентство недвижимости, в какое агентство обратиться, каким транспортом приехать в Москву, где можно поесть, отдохнуть и т.д.). В общем, это довольно богатый, отлично проработанный и хорошо структурированный справочник по жизни в Москве, работе в Москве, ведении дел в Москве. Сайт доступен на 6-ти языках: на русском, английском, испанском, немецком, французском и китайском.
Мне очень понравилось, как расписаны все просмотренные мною разделы: подробно и доходчиво. Хотя покритиковать, разумеется, найдется за что. Например, в разделе «Городской транспорт» много и подробно сказано об оплате, а о том, как проходить через турникеты (рисунок бы пригодился) информации нет. Это ведь, оказывается, проблема даже для москвичей, никогда раньше не ездивших на оборудованных турникетами автобусах. И в разделе «Обмен валюты» не обновлена информация в связи с изменением законодательства, запретившего «небанковские» обменники.
Но самое, наверное, главное – это то, что бросается в глаза: каждая страница открывается со слов «Добро пожаловать».
И это действительно официальный сайт. Правообладателем указан Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы. Этим, собственно, и обусловлен акцент на гостях столицы.
Кстати, в 2009 году заработал сайт и «Инвестируй в Москву» – investinmoscow.ru. Этот сайт тоже дружелюбен и современен. Теперь осталось, чтобы и в оффлайне приезжать и инвестировать в Москву было бы также приятно и комфортно, как и бродить по этим сайтам.
© www.ci-journal.ru