Успешность рыночных преобразований в нашей стране в значительной мере зависит от эффективности функционирования большого количества организаций, фирм и предприятий, отличающихся сложными внутренними структурами. Производительная деятельность последних, в свою очередь, зависит непосредственно от тех, кто управляет ими, то есть менеджеров всех уровней. Профессиональный менеджер должен оперативно справляться со всеми функциями, которые возникают в управленческой деятельности. Поэтому современное общество нуждается в профессиональных менеджерах.
Личность менеджера имеет исключительно большое значение для управленческой деятельности, ведь именно его индивидуально психологические свойства будут определять, как будут решены те задачи, которые встают перед ним, обнаружит ли он себя ответственным, инициативным, самостоятельным работником, сможет ли выйти из сложных и необычных ситуаций, будет ли прилагать все усилия для достижения успеха, сумеет ли заинтересовать и организовать других для совместной работы.
Среди этих качеств особенной важной является способность к саморегуляции, которая является необходимым условием плодотворной деятельности менеджера, а также обеспечивает гармоничность функционирования разных свойств личности. Только при условии эффективной организации менеджером собственного поведения и деятельности можно достичь значительных результатов в управлении производством и другими людьми.
Для осмысления очерченных вопросов большое значение имеют научные труды, в которых раскрыты психологические аспекты содержания управления (А.Л. Журавлев, Л.М. Карамушка, А. Файоль, М.Х. Мескон, Ф. Хедоури, М. Альберт и др.), место и роль руководителя в управленческом процессе (В.М. Шепель, В.И. Маслов, В.С. Пикельная, С.Г. Молл, В.П. Казмиренко, С.Г .Москвичев и др.), содержание методов и форм подготовки кадров в разных социальных сферах (В.А. Семиченко, Н.Л. Коломинский, С.Д .Максименко, В.М. Шепель, В Зигерт, Л. Ланг и др.), сущность, виды, функции и этапы саморегуляции (О.О. Конопкин, К.О. Абульханова-Славская, М.Й. Боришевский, О.В. Винославская, Н.М. Пейсахов и др.).
В отечественной психологии теоретический и экспериментальный анализ саморегуляции предусматривает изучение этого явления на психофизиологическом, психическом и личностном уровнях, но обычно наибольшее внимание уделяется первым двум, при этом личностный уровень исследуется недостаточно. Этой проблеме посвящено незначительное количество работ, среди которых можно назвать труды К.О.Абульхановой-Славской и М.Й Боришевского. Поэтому мы считаем необходимым обратиться к анализу именно личностной саморегуляции, а учитывая наши научные интересы – к личностной саморегуляции менеджеров.
На сегодня еще нечетко определены и недостаточно проанализированы ее компоненты (смысловой и процессуальный), не исследована связь между ними; не уточнена роль смыслового компонента (потребности, мотивы, цели, направленность), самооценки в успешной саморегуляции менеджеров; не определено влияние личностной саморегуляции на успешность деятельности менеджеров. Остается не раскрытой проблема повышения уровня личностной саморегуляции в процессе повышения квалификации и профессиональной подготовки менеджеров. И, соответственно, не представлена целостная программа развития личностной саморегуляции менеджеров, которая должна способствовать повышению уровня личностной саморегуляции и росту успеваемости деятельности менеджеров.
Теоретический анализ показал, что в современной психологии широко представлены концепции, которые рассматривают личностное и профессиональное развитие как единый целостный процесс, и что большое количество научных работников определяет личность главным фактором профессионального становления. Именно личность с ее характерными чертами, собственной активностью, качественными изменениями в процессе развития влияет на успешность профессионального становления. Профессиональную учебу необходимо строить таким способом, чтобы создать возможность поддерживать развитие личности, обеспечивая стимулирование ее собственной активности в поведении и профессиональном становлении и реализации.
В научной психологии используются разные понятия для характеристики активности личности: саморегуляция, самоуправление, самоорганизация, сам менеджмент. Их сопоставительный анализ свидетельствует о целесообразности употребления терминов «саморегуляция» и «самоуправление» как синонимов, подчинив при этом понятие «менеджмент» понятию «саморегуляция». Саморегуляция определяется как преимущественно осознанное, целеустремленное планирование, построение и превращение субъектом собственных действий и поступков стратегии жизнедеятельности в целом в соответствии с актуальными потребностями, мотивами, личностно значимых целей, направленности.
Теоретический и экспериментальный анализ саморегуляции поведения и деятельности предусматривает изучение этого явления на психофизиологическом, психическом и личностном уровнях. В отечественной психологии саморегуляция чаще всего анализируется на психофизиологическом и психическом уровнях, предлагаются разнообразные программы соответствующего развития. При этом личностный уровень анализа саморегуляции раскрыт недостаточно. Это предопределяет необходимость анализа и исследования именно личностной саморегуляции менеджеров и ее влияние на успешность профессиональной деятельности.
Личностная саморегуляция представляет собой меру собственной активности личности и обеспечивает возможность ее реализации, учитывая актуальные и потенциальные возможности человека в организации и управлении собственными действиями и поведением. Личностная саморегуляция как сложное системное явление, которое включает смысловой, процессуальный компоненты и самооценку личности.
Смысловой аспект личностной саморегуляции отображает источники активности личности, побудительные психологические силы, которые актуализируют ее, предоставляют ей определенного направления и предопределяют именно такие действия, независимо от внешних условий и факторов.
Процессуальный аспект саморегуляции определяет качественно разные, но одинаковые по уровню достижений варианты регуляции менеджером поведения и деятельности. К стилевым особенностям саморегуляции принадлежат индивидуально типичные свойства регуляторных процессов, которые реализуют основные составные системы саморегуляции (планирование, моделирование, программирование, оценка результатов), а также регуляционно-личностные или инструментальные свойства – самостоятельность и гибкость.
Самооценка определяет эмоциональные и мотивационные состояния, влияет на выбор собственных целей, предопределяет характер оценки и отношения личности к достигнутым ею результатам.
Именно самооценка влияет на способность управлять в специфических ситуациях, на усилия, которые личность должна приложить для преодоления препятствия и неудачи, на настойчивость, с которой она будет решать определенную жизненную или профессиональную задачу. Это обусловило необходимость исследования характера взаимосвязи самооценки, составляющих смысловой и процессуальный компоненты саморегуляции личности.
Психологический анализ деятельности менеджера дал возможность установить такие ее особенности: сложность, многоаспектность, многофакторность, напряженность, разноплановость, полидетерминированность, многочисленность разнонаправленных функций управления, своеобразие управленческих ситуаций. Такая деятельность предъявляет повышенные требования к исполнителю, к его навыкам и качествам, к способности брать на себя ответственность за эту деятельность и удерживать ее. Личность менеджера является важным фактором успешности управленческой деятельности, ведь ее индивидуально психологические свойства, мотивы, отношения, позиция и т.п. влияют на желание и возможности выходить за пределы ситуации, изменять ее и свое место в ней. Для каждой личности характерен наиболее комфортный и удобный для нее способ осуществления деятельности, которая отражается на индивидуальном стиле, стратегии саморегуляции.
Среди этих свойств была установлена определяющая роль способности менеджера организовывать и упорядочивать собственную деятельность, которая обеспечивается особенностями саморегуляции. Отдельные качества сами по себе не могут гарантировать высокую успешность в управленческой деятельности. Значительных результатов можно достичь лишь при условии эффективной саморегуляции, которая является интегративным механизмом деятельности. Именно поэтому устойчивость собственной деятельности менеджера, его саморегуляция выступает на главное место среди факторов, которые предопределяют успеваемость управления.
В заключение отметим, что сравнительный анализ интегративных показателей смыслового компонента личностной саморегуляции дал возможность обнаружить такие различия между успешными и неуспешными менеджерами, а именно:
- потребность в активности имеет высокий уровень развития у успешных менеджеров и низкий у менее успешных;
- мотивация достижения и мотивация избежания неудач у успешных менеджеров имеет высокий уровень, у менее успешных – низкий уровень. Для успешных менеджеров характерно преимущество мотивации достижения над мотивацией избежания; для менее успешных – наоборот;
- у успешных менеджеров преобладает направленность на дело, у менее успешных – на взаимодействие;
- целевая перспектива у успешных менеджеров согласована, и они хорошо осознают связь будущих событий с прошлым и настоящим, наиболее значимо для них настоящее и будущее. В своих действиях они в большей степени опираются на то, что необходимо сделать в ближайшее время. Для менее успешных менеджеров характерны несогласованность и глобальность в формулировке целей, их слабая дифференцированность та нереалистичность. Большинство их стремлений нацеленные на далекое будущее;
- успешным менеджерам присуща адекватная, или адекватная с тенденцией к завышению самооценка. У менее успешных менеджеров адекватная самооценка наблюдается лишь в 25%. Средний показатель самооценки у успешных менеджеров отвечает уровню адекватной с тенденцией к завышению, в менее успешной – адекватной с тенденцией к занижению.