В своей работе дизайнер костюма пользуется целым рядом технических средств. Эти технические средства можно разделить на два основных вида: средства выражения проектируемой модели одежды и средства выполнения проекта модели одежды в материале.
К первому виду относятся технические средства моделирования одежды, которые служат для выражения проекта модели одежды в наглядной форме, отражающей характерные особенности модели, как с точки зрения её конструктивного построения, так и общего художественного оформления. Наиболее распространёнными в моделировании одежды средства-ми выражения проектов являются рисование - эскизирование и макетирование.
Макетирование - изготовление макетов изделий из различных материалов в натуральную величину или в нужном масштабе.
Макетирование костюма заключается в том, что дизайнер на манекене или фигуре человека формирует из бумаги или дешёвой ткани задуманный проект модели одежды при помощи булавок. Этот способ позволяет более наглядно, образно выявить важные стороны проектируемой модели, такие как форма, объём; даёт реальное и точное представление о покрое и конструктивных особенностях модели. Особенно широко макетирование используют при моделировании женского платья и верхней женской одежды сложного покроя.
В моделировании мужской одежды макетирование применяют очень редко, ввиду однообразия её основных конструктивных построений.
В дизайне костюма используют два метода макетирования костюма: наколка и муляжный.
Родившийся много веков назад - он самый совершенный и, как ни странно, современный из всего, что создано на сегодняшний день в этой области. Именно он становится основой для «лепки» пластичных и просторных форм нового стиля.
Метод наколки как техническое средство моделирования основывается на физико-механических свойствах материала, его структуре, эластичности, растяжимости, усадочности и других свойствах. Придание материалу объёмных форм достигают при помощи различных швов, вытачек, складок, сборок, посадки, оттягивания и других приёмов, в зависимости от свойств материала и вида одежды.
После определения объёмной формы новой модели, макет раскладывают на плоскости, чтобы определить конфигурацию его частей, расположение и направление вытачек, швов, складок и т.д. По полученным частям наколки изготовляю лекала новой модели.
Приёмы муляжного метода используются при проведении в процессе изготовления одежды.
Как учебный курс «Макетирование костюма» является одним из направлений образовательной деятельности студентов в процессе овладения профессией дизайнера костюма. Макетирование позволяет развивать пространственное мышление. Создавая макет модели, студент постигает её форму не только в процессе образного представления или создания эскиза. Одна из задач предмета - научить работать с тканью, чувствовать её пластику, структуру, выгодно использовать её свойства; выработать навыки работы при индивидуальном пошиве - правильно осуществить посадку изделия на фигуре, раскрывая при этом её преимущества и скрывая недостатки.
При изучении предмета «Макетирование костюма» рассматриваются его разделы:
- Муляжный метод;
- Метод наколки;
- Техническое моделирование;
- Поиск новой формы костюма.
При изучении муляжного метода студенты используют основы конструкций разработанные ими на занятиях по предмету «Конструирование костюма». Готовая основа уточняется и корректируется на фигуре. Затем оформляется комплект лекал на изделие.
Наколка выполняется студентами, как на манекене, так и непосредственно на фигуре манекенщика. На первом занятии студенты подготавливают манекен к работе, намечают на нём сутажом основные линии.
Вытачки должны быть сформированы без образования складок, скопления ткани на их вершинах. Число вытачек может быть различным, в зависимости от крутизны бёдер. Их направление должно учитывать форму ягодиц, бёдер и живота. Они могут не быть вертикальными и параллельными линии бока. При закладывании вытачек не допускают перекоса уточной нити, т.е. она всегда остаётся параллельной линии бёдер.
Заколов вытачки, проверяют линию талии, проложив поверх макета тесьму. Затем проверяют длину юбки спереди, сзади и сбоку, измеряя расстояние угольником от пола.
Обводят мелом линии: талии, вытачек, середины переда, спинки. Снимают с манекена ткань, вынимая булавки, раскладывают её на столе и корректируют меловые линии по линейке и лекалам. Изготавливают лекало одношовной юбки.
После пробной работы - наколки юбки на манекене - выполняют наколку на фигуре манекенщика. По такой же схеме «манекен - манекенщик» выполняются наколки остальных изделий простых форм: двухшовная юбка, зауженная или расширенная к низу, прилегающий лиф с втачным рукавом, лиф с рукавом реглан, лиф с цельнокроеным рукавом. Также выполняют наколку воротников простых и сложных форм.
В разделе «Техническое моделирование» студенты выполняют наколку с элементами моделирования, изученными ранее.
Наколка изделий свободной формы является завершающей в изучении курса предмета. Студенты выполняют макеты изделий по собственным эскизам.
Процесс макетирования позволяет приобрести профессиональные качества и навыки, делающие будущего дизайнера одежды творческим и конкурентоспособным специалистом.