С введением в действие Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ №53 налоговым органам предоставлено право признания выгоды, извлекаемой налогоплательщиками, необоснованной.
При этом набор способов налогового контроля дает возможность сотрудникам инспекции выявить цепочку движения товарных и денежных потоков по любой сделке с любым количеством участников.
В результате проведения таких мероприятий налогового контроля, как: встречная проверка, истребование информации о движении средств по расчетным счетам, опрос свидетелей, осмотр помещений и территорий, налоговый орган формирует доказательную базу для привлечения того или иного налогоплательщика к трем видам ответственности: налоговой, административной и уголовной.
Указанное выше постановление дает налоговым органам широкие возможности, но лишь в случае, если совокупность собранных доказательств свидетельствует о направленности финансово-хозяйственной деятельности организации на необоснованное применение налоговых льгот, пониженных налоговых ставок, налоговых вычетов и неуплату налогов в бюджет.
В случае, если инспекции удается дополнительно доказать, что проверяемый налогоплательщик в ходе осуществления сделки не понес реальных затрат, свидетельствующих об уменьшении его экономических выгод, то становятся применимыми Постановления КС РФ №169-О от 08.04.2004 и №324-О от 04.11.2004, дающие налоговому органу неоспоримые доказательств мнимости либо притворности заключенной сторонами сделки.
Как следствие, инспекция, осуществляя камеральные и выездные налоговые проверки, в ряде случаев переквалифицирует сделки по правилам статьи 45 Налогового кодекса РФ.
В частности, доказательством этому служит отсутствие оплаты по истечении установленного договором либо обычаями делового оборота срока исполнения обязательства, отсутствие заявленных исковых требований, понуждающих должника погасить существующую задолженность, расчеты сомнительными векселями и т.п. В то же время, такая переквалификация возможна исключительно в судебном порядке и только по иску налогового органа.
Об этом непременном условии зачастую забывают не только проверяемые налогоплательщики, но и сами сотрудники налоговых органов. Результатом переквалификации является доначисление значительных сумм налогов, пени и штрафных санкций, что не может не отразиться на финансовой стабильности налогоплательщика.
Мораль сей статьи такова: выбирая партнера по сделке, садясь с ним за стол переговоров? не поленитесь собрать о нем всевозможную информацию. Сделайте это заблаговременно и тогда даже если налоговому органу вздумается засомневаться, арбитражный суд будет несомненно на вашей стороне.