Одним из актуальных подходов к управлению взаимоотношениями с клиентами является концепция CRM (Customers Relationship Management). Особенность CRM в том, что – это стратегия организации бизнеса, в которой взаимоотношения с клиентом ставятся в центр деятельности фирмы.
В основе CRM-концепции находится лояльный клиент, который представляет для компании большую ценность. Для компании намного важнее удержать данного клиента, верного своим пристрастиям в отношении продуктов или услуг, чем затрачивать значительные усилия, чтобы привлечь нового. Таким образом, главная цель CRM – определить наиболее «доходных» клиентов, научиться эффективно работать с ними, предотвратить их уход к конкуренту и увеличить доход компании.
Концепция управления взаимоотношениями с клиентами характеризуется тем, что клиент рассматривается за весь период его взаимодействия с компанией. Этот период называется жизненным циклом и представляет собой средний отрезок времени, в течение которого клиент является потребителем продукции компании.
При этом для привлечения клиента необходимо осуществить ряд затрат, которые в дальнейшем должны окупиться за счет прибыли, которую клиент приносит, приобретая товары. Жизненный цикл клиента можно понимать, как своеобразный инвестиционный проект, где в качестве первоначальных инвестиционных затрат выступают различные маркетинговые мероприятия по привлечению, а доходом является прибыль от продаж.
Таким образом, прибыльность конкретного сегмента для компании определяется из совокупности ряда факторов: размера сегмента, «стоимости» привлечения клиента, его прибыльности и среднего срока жизни.
Исходя из концепции жизненного цикла клиента основными задачами, стоящими перед компанией в контексте взаимодействия с клиентами, являются сегментация ее клиентской базы, оценка прибыльности каждого полученного сегмента, проведение мероприятий по созданному «портфолио» клиентов и управление затратами, направленными на привлечение и удержание клиентов.
На основе вышесказанного можно сформулировать задачу оптимального распределения рекламных расходов. Наиболее подходящими для решения данной задачи в этом случае выступают методы оптимизации, которые помогают наиболее качественно и эффективно получить ответ на искомый вопрос.