Профессиональную судьбу мы определяем, как правило, по окончании школы. Чтобы сделать правильный выбор, необходимо иметь представление о существующих профессиях и, зная собственные склонности, реально оценить свои возможности. Однако заблуждаться по поводу легкости задачи не стоит. Во-первых, потому что этот выбор влияет на всю нашу дальнейшую жизнь. Во-вторых, в силу огромного выбора профессий. И, наконец, познать самого себя на самом деле очень не просто. Выбирать профессию нужно с учетом:
1. Своего образа «Я», который включает в себя: собственно образ человека, образ мыслей о самом себе и оценку себя.
2. Интеллекта: структуры общих способностей и способностей к обучению.
3. Специальных способностей: уровня развития общих и специальных способностей и их структуры. Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые "профессионально важные качества" - например, для корректора важно внимание, для художника - образное мышление. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя способности, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.
4. Интересов: тенденций поведения, проявляющихся в желании, поиска и выполнения человеком определенных видов деятельности. Профессия должна быть интересной. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности работать с объектами живой природы. Если ты любишь технику - интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.
5. Ценностей личности: того, чего люди ожидают и ищут для себя в трудовой деятельности. Ценности делятся на внутренние (содержательные) - то, что содержит в себе сам процесс труда и его непосредственный продукт как таковой, и внешние (сопутствующие) в отношении к процессу труда, такие как оплата, престиж, социально-психологические условия.
6. Отношение к труду, работе и профессии. Отношение к труду является производным от системы ценностей. Оно формируется в процессе становления карьеры, определяет эффективность и продуктивность деятельности.
7. Потребностей, которые определяют мотивы выбора профессии и успешность в этой профессии. Потребности могут удовлетворяться различными путями, поэтому они менее значимы при выборе, чем способности и интересы. Они определяют способ деятельности, а не ее содержание.
8. Черт личности - наиболее общих моделей поведения, влияющих на форму поведения человека. Тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим личностным, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен, тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив - не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.
9. Профессиональной зрелости. На разных этапах своего развития человек выбирает профессию по-разному. Человек, впервые выбирает профессию, имеет значительно более широкое поле выбора, чем тот, который уже получил специальное образование. Люди, которые имеют и не имеют семью, также различаются взглядами на процесс выбора. Различается выбор и у представителей разных социальных слоев. Уровень профессиональной зрелости определяется тем, насколько человек, который выбирает профессию, учитывает конкретные особенности своей ситуации выбора.