Госавтоинспекция приняла решение о том, чтобы открыть доступ к информации о машинах по регистрационному или идентификационному (VIN) номеру всем желающим. Благодаря этому нововведению в ведомстве полагают можно будет обезопасить человека при покупке автомобиля на вторичном рынке, который кишит различными аферами. Доступ откроется с некоторыми ограничениями после вступления в силу закона о регистрации транспортных средств.
В настоящее время человек, покупая автомобиль на вторичном рынке, может столкнуться с целым рядом непредвиденных проблем, а именно: неожиданные поломки, либо же и вовсе стал владельцем машины, которая числится в угоне. Пожалуй, самый верный способ обезопасить потенциального покупателя - это раскрытие информации о машине. Данная система самым прямым образом привязана к закону о регистрации транспорта, который уже больше полугода находится на рассмотрении в Госдуме. После того, как закон все-таки примут, через тридцать дней по распоряжению правительства должен быть подписан приказ о предоставлении информации по регистрационному или VIN номеру всем желающим, которые, например, хотят приобрести
Мерседес Бенц с пробегом.
Однако стоит сразу оговориться, что в Госавтоинспекции выступили с заявлением, что готовы предоставлять информацию лишь частично. Дело все в том, что полную информацию о прежних владельцах нельзя получить, так как это вступает в противоречие с законом о защите персональных данных. Предполагается, что человек на сайте будет оформлять запрос, вписывая VIN автомобиля, после чего будет проводиться проверка.
Ответ будет содержать следующие данные: марка и модель автомобиля, ее допуск на рынок, а также получение техпаспорта. В Госавтоинспекции также могут сообщить, где машина стоит на учете, числится ли в розыске, а также участвовала ли в ДТП. Хотя и нельзя будет узнать, что произошла за авария: легкое ДТП или же машина была покорежена до неузнаваемости. С угоном еще сложнее, так как в розыск автомобиль объявляет не ГАИ, а уголовный розыск. Автоинспекция черпает информацию из полицейской розыскной базы данных. Поэтому неизвестно, насколько будет открыт доступ к такой информации.
Среди парламентариев также бытует мнение о возврате к системе комиссионных магазинов, которые будут принимать машины для продажи на комиссию. Они же будут проверять ее на юридическую чистоту и доводить технически до нормального состояния.
Для примера можно обратиться к практике зарубежных стран. В США и Канаде подобные проблемы решаются намного проще. История одной машины начинает вестись с того самого момента, как ее передали в автосалон. На специализированных сайтах имеется возможность по уточнению пути автомобиля. За это взимается символическая плата в десять долларов. Там вы получите всю информацию: что на машине было установлено, кому она была продана, кому перепродана, где проходила обслуживание, что менялось, была ли в авариях и какие ремонтные работы были проведены и прочее.
Аналогичной системы нет ни в Европе, ни в Японии, где устоялись несколько иные традиции. Чаще всего там покупают старые автомобили на аукционах. Перед тем как выставить машину на продажу, представители аукциона проверяют всю ее историю. Так что аукцион - это что-то вроде комиссионного магазина в российском понимании.