Накануне в Тверском областном суде началось рассмотрение по существу резонансного уголовного дела о подрыве поезда "Невский экспресс" в 2009 году, жертвами которого стали 28 человек.
Было принято решение о закрытии процесса от прессы, так как в последнем томе содержатся материалы, составляющие государственную тайну. Однако, несмотря на это, журналистам
"Коммерсанта" все-таки удалось узнать некоторые подробности этого запутанного дела.
Из открытых данных можно узнать, что на скамье подсудимых находятся девять выходцев из Ингушетии: члены нескольких семей Картоевых - два Беслана, Татархан, Мурад, Идрис, Ильяс, Магомед, Тархан, Тимур, а также их земляк Зелимхан Аушев. С самого начала процесса молодые люди отказывались признавать свою вину. Тем не менее, многие результаты экспертиз доказывают причастность ингушей к совершенному преступлению. Так, например, была установлена идентичность микрочастиц взрывчатки на месте террористического акта и на их одежде.
Следственные органы располагают неопровержимыми доказательствами того, что организаторами взрыва "Невского экспресса" являлись Александр Тихомиров, который более известен как Саид Бурятский, и Тухан Картоев. Основной целью участников незаконных вооруженных формирований являлось совершение преступление, направленных на дестабилизацию обстановки в стране. Это им было необходимо для того, чтобы в последствии при поддержке международных террористических организаций построить на территории Северного Кавказа самостоятельное государство, которое было бы основано исключительно на нормах ваххабизма.
В конце лета 2009 года Тухан Картоев вместе со своим помощником неким Батыром Толдиевым, судьба которого до сих пор остается неизвестной, приобрели в Экажево "ВАЗ-2114" и отправились на нем в разведку в Тверскую область, по которой и проходит Октябрьская железная дорога, соединяющая Москву и Санкт-Петербург.
В ходе длительного обследования данной местности преступники пришли к выводу, что наиболее благоприятным участком для минирования является 284-й километр железной дороги - перегон между станциями Алешинка и Угловка.
Спустя две недели молодые люди самостоятельно изготовили в Экажево бомбу на основе гексагеносодержащего вещества промышленного производства. Устройство они спрятали в бензобак "ВАЗ-2114" и направились на выбранное место. Однако сразу же совершить задуманное им не удалось, так как бензин разъел пленку и испортил взрывчатку.
Это обстоятельство не остановило террористов, и они решили довести дело до конца. 22 ноября того же года они вновь направились в Тверскую область. На сей раз, преступники взяли с собой сразу две мощные бомбы: сделанную на основе двух гранат ВОГ-17 для подствольного гранатомета и гексагеновую. Оба устройства они тщательно спрятали в специальных тайниках, оборудованных в отечественной машине. Чтобы снизить степерь риска до минимального, молодые преступники отправились на задание не через Северную Осетию, где самым тщательным образом досматривают автомобили из Ингушетии, а через соседнюю Кабардино-Балкарию.
Заминировав полотно и установив вторую бомбу неподалеку, под опорой ЛЭП, террористы вернулись в Экажево. Кто осуществлял последующие подрывы, следствие пока ответить не может.
27 ноября 2009 года в 21:25 по московскому времени на 284-м километре Октябрьской железной дороги на перегоне Алешинка - Угловка сработала первая бомба, из-за взрыва которого с рельсов сошли два последних вагона пассажирского поезда №166 "Невский экспресс", который направлялся из Москвы в Санкт-Петербург. Жертвами взрыва стали 28 человек и еще 90 получили различные травмы.
Уже на следующий день, когда на место трагедии прибыли соответствующие структуры во главе с председателем Следственного комитета России Александром Бастрыкиным, сработала второе взрывное устройство, которое состояло из гранат. В тот момент ранения получили шесть человек, в том числе и сам Бастрыкин, а именно черепно-мозговую травму и сотрясение мозга.
Позднее экспертные группы выяснили, что вторая бомба была приведена в действие с помощью звонка на соединенный с ее детонатором мобильный телефон. Первое же взрывное устройство сработало немного по другой схеме, а именно звонок на телефон ставил бомбу на боевой взвод, а сработало оно именно в тот момент, когда колеса поезда наехали на специальный датчик.
Следователи также прояснили, что звонки на эти телефоны были сделаны из Чеченской республики. Вероятнее всего, их осуществлял Тухан Картоев, который, как рассказал один из фигурантов данного дела, за день до теракта уехал в эту республику. Однако точно установить, он сделал звонки, либо кто-то другой, не удалось, так как 2 марта минувшего года Тухан Картоев и Александр Тихомиров (Саид Бурятский) были уничтожены спецназом ФСБ. Именно во время той спецоперации были задержаны и все фигуранты уголовного дела, которые сейчас находятся на скамье подсудимых. В их домах были найдены большие запасы оружия и компонентов к взрывным устройствам.