При этом формально ситуация выглядит не самым худшим образом. Например, по данным Госстата, средняя зарплата в Украине по итогам сентября выросла на 3,3%, достигнув 3481 грн. Сам по себе такой рост зарплат в течение одного месяца – показатель очень хороший. Однако есть два фактора, ставящие под сомнение позитив этой новости.
Во-первых, начало осени – традиционный период пересмотра зарплат. Обычно украинские компании корректируют свои зарплатные ведомости два раза в год: после нового года (в январе-феврале) и в начале осени (в сентябре-октябре).
Именно поэтому по итогам сентября можно было ожидать и большего роста зарплат. Тем более, вместе с пересмотром ставок в сентябре компании традиционно после летного застоя расширяли свой штат.
Статистика сентября показывает – увеличения штатных единиц в стране не наблюдалось. Более того, по итогам первого месяца осени количество штатных работников в Украине снизилось на 2,5% до 8,81 млн.
Уменьшение количества рабочих мест наблюдалось практически во всех отраслях, даже в сельском хозяйстве (-1%), где сезонный рост вакансий был особо заметен. Исключением, где наблюдался небольшой, в пределах статистической погрешности, рост штата, были операции с недвижимостью и сектор телекоммуникаций. Как видно, эти две сферы лучше других переносят экономический кризис.
Вторым фактором, позволяющим говорить, что нынешний рост зарплат носит лишь формальный характер, – региональная разбивка этого роста. Больше чем в половине регионов страны рост зарплат оказался минимальным или же вместо него наблюдался спад. Например, в Киеве зарплаты выросли лишь на 0,7%.
В свою очередь общий рост зарплат был обеспечен статистикой двух областей Донбасса. Согласно статистике, средняя зарплата в Донецкой области выросла на 19,9%, а в Луганской – на 14,7%. В самом Госстате, впрочем, уточняют – эти данные являются предварительными. В свою очередь такой стремительный рост зарплат в экономически неблагополучном регионе объясняется сверхнизкой базой сравнения – часть предприятий лишь недавно возобновили свою работу и стали выплачивать зарплаты.
Эта статистика не учитывает результаты компаний, которые не попали отчета в Госстат, – а в одной Луганской области таких оказалось больше половины. С большой долей вероятности можно утверждать, что на таких предприятиях – а это компании, находящиеся в зоне АТО, – ситуация с зарплатой гораздо хуже, а значит – двухзначный рост зарплат на Донбассе крайне сомнителен.
Впрочем, даже без учета такой коррекции нынешние средние зарплаты в регионе гораздо ниже прошлогодних. В Донецкой области они составляют лишь 93,8% от уровня годовой давности, а в Луганской области – 95,9% соответственно.
Более того, даже формальный, обеспеченный в основном статистическим эффектом, рост зарплат с трудом компенсирует рост потребительских цен. По итогам сентября реальные зарплаты в стране выросли лишь на 0,3%. В то же время по сравнению с сентябрем прошлого года реальные доходы украинцев упали 11,4%. Последний раз такое резкое падение доходов наблюдалось в Украине в далеком 2009 году – в разгар первой волны экономического кризиса.
Затяжной характер кризиса не позволяет рассчитывать на рост зарплат и в последующих месяцах. Опыт общения с бизнесом показывает, до стабилизации ситуации практически никто не планирует увеличения расходов на оплату труда.
Единственный позитив – после массовых сокращений 2009 года большинство компаний не расширяли свой штат без необходимости. Как результат – в нынешней ситуации дальнейшее сокращение персонала будет уже не “сбрасыванием балласта”, а “резьбой по-живому”. Именно поэтому компании пока не планируют оптимизацию своего персонала.
Учитывая, что спад украинской экономики сейчас прогнозируется как минимум до середины следующего года, очевидно, что это напрямую влияет на ближайшие планы бизнеса.
В январе нынешнего года кризис также повлиял на оплату труда. Однако тогда результатом такой экономии был отказ от выплат новогодних бонусов. Небольшое повышение зарплат в начале года все же было произведено. Теперь же коррекция может быть куда более болезненной.
Заморозка рынка труда напрямую влияет на покупательские способности украинцев. Нынешняя ситуация на рынке труда лишь усугубляет эту проблему. Например, по данным GfK Ukraine, индекс потребительских настроений украинцев в сентябре продолжил падение. Среди прочего, украинцы стали хуже оценивать свое материальное положении и перспективу отечественной экономики. Как результат – падает стремление граждан делать крупные покупки.
Если в прошлом году сохранение высокого спроса со стороны домохозяйств удержало украинскую экономику от падения, то в нынешнем наблюдается обратная ситуация. Низкий внутренний спрос, вызванный в том числе резкой девальвацией гривны, является важным фактором нынешнего спада. Его влияние сопоставимо с проблемами украинских экспортеров на российском рынке.
Преломить негативный тренд может лишь резкое улучшение украинской экономики, что придаст уверенности и работодателям, и работникам. Пока перспективы такого резкого улучшения выглядят сомнительными.
Впрочем, по словам министра финансов Александра Шлапака, экономическая статистика сентября оказалась неожиданно позитивной. По его словам, есть основания ожидать, что в своем падении украинская экономика уже достигла дна, а значит, нас ждет пускай медленное и нестабильное, но восстановление.
Подтверждение таких прогнозов статистикой следующих месяцев может повлиять на планы бизнеса. Именно это и оставляет надежду, что рынок труда ждет восстановление все же быстрее, чем через год.
Автор материала: Юрий Панченко
Источник: _http://www.rbc.ua/