Что вас в Украине за месяц работы удивило больше всего?
Украина больше всех пострадала от советского мейнстрима, поскольку была ключевой республикой в СССР. Сегодня Украина – очень процедурное государство. Это и хорошо и плохо. Ели менять закон в хорошую сторону, то по процедурам все будут более законопослушны, чем в Грузии. Но, если законы неправильно написаны, то все начинают заниматься имитацией работы. Чиновники очень заштампованные. Бывает, общаешься с руководителями департамента по поводу реформ, а они начинают спорить, что этого нельзя делать, это нецелесообразно или не соответствует «духу» закона. Я им говорю: «Вы не принимаете решение, решение уже принято украинским обществом».
Согласно опросам, уровень доверия к прокуратуре – 7%. Это, фактически, катастрофа. Если мы на неделю закроем прокуратуру, никто не станет переживать. Поэтому не нужно искать компромисс во всем.
То есть все-таки виселицы?
Давайте не будет драматизировать. Бездействие вообще может до конца развалить это государство. Нужно быть реалистами, и не принимать решения эмоционально.
Вы цитировали мэра Нью-Йорка Рудольфа Джулиани, уверяя, что победить преступность можно лишь по принципу «нулевой толерантности». Что это означает применительно к Украине?
По всем направлениям преступности, по всем коррупционным делам должна быть нулевая толерантность. Не имеет значения, кто замешан в коррупционной сфере: чиновник, политик с правящей или оппозиционной партии. Жестко и эффективно реагировать на все преступления.
Когда можно ожидать первые яркие примеры?
Если нам дадут расследования, то я вам докажу, что это возможно.
А когда вы начнете курировать расследование в Генпрокуратуре?
Я надеюсь, рано или поздно.
Это когда?
Мы с вами встретимся, когда у нас будут конкретные результаты, и мы не будем обсуждать знание моего украинского языка. У вас даже не возникнет желания меня об этом спросить.
Это может произойти до осени?
Думаю, да.
У вас не возникали сомнения в отношении обстоятельств смерти Кахи Бендукидзе?
Каха Бендукидзе был моим близким другом. Я переживал потерю, как члена своей семьи. Вероятнее всего, там была ошибка врача. Не думаю, что это было покушение или убийство.
Каха торопился жить, пытался что-то менять, он был борцом за свободу. Всю свою жизнь боролся против того, что сегодня душит Украину. Всегда старался просто и рационально объяснить суть важности изменений и перемен для нашего государства.
Теория о неестественной смерти Бендукидзе отчасти строилась на том, что его должны были пригласить в Украину. Вы слышали об этом?
Это обсуждалось. Каха был бы сильной опорой и драйвером, проталкивающим реформы в Украине.
Его хотели сделать премьер-министром?
Не знаю. На любой высокой должности Каха помог бы развитию этого государства.
Дело в том, что у Кахи отобрали то, что для него было очень важным. Я не буду сейчас это комментировать, у меня нет права обсуждать политические темы. Когда не буду прокурором, возможно, об этом скажу. Но он не мог вернуться в Грузию, он не мог заниматься университетом (Свободный университет – ред.), который построил. Всю свою жизнь он посвятил развитию человека, молодежи, строил систему, которая бы обеспечивала государству будущее. Университет полностью зависел от существования и работы самого Кахи.
Нынешние власти Грузии ведут уголовное расследование в отношении бывшего министра юстиции страны Зураба Адеишвили. Украина должна выдавать его по запросу Грузии?
Такой запрос уже поступил. Зураб мой близкий друг, учитель, главный советник. Это легендарный человек, создавший первую, не коррумпированную систему прокуратуры в Грузии. В этой системе было 75% молодежи. Он создал идеологическую команду ребят, возглавивших налоговую, таможню, которые не брали взяток.
Это человек, для которого взятка или «крышевание» – неприемлемы. Если вы слышали понятие государственный муж, вот он был таким. У Зураба есть политическое убежище в ЕС. Европейское сообщество уже приняло решение, что все дела по нему – политические. Так что этот человек сегодня очень много сделает для Украины.
То есть, Украина его тоже не выдаст?
Украина уже приняла решение по этому вопросу.
Автор материала: Виктор Шлинчак, Федор Орищук, Оксана Лой