В апреле Европейская организация по безопасности авиации Евроконтроль в ответ на обращение украинских авиавластей запретила авиакомпаниям полеты в аэропорты Симферополь и Севастополь.
А также сообщила, что не будет признавать какие-либо декларации по аэронавигационному обслуживанию в любой части украинского воздушного пространства, изданные не украинской властью. Тем не менее, целый ряд российских авиакомпаний сейчас выполняют регулярные рейсы на полуостров.
Среди них - и международные, в частности, национальный перевозчик «Аэрофлот», который перевозит пассажиров по всему миру, в том числе во многие страны Европы.
Почему же Украина и Евроконтроль закрывают глаза на эти нарушения и не применяют санкций к нарушителям?
Онлайн-табло Симферопольского аэропорта выглядит довольно оживленно. В пиковые часы тут обслуживается до 4 рейсов на вылет в час и еще столько же на прилет. География маршрутов ограничивается Россией: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Волгоград, Казань, Екатеринбург, Воронеж, Тюмень, Петрозаводск, Анапа.
В администрации аэропорта отказываются от комментариев, отправляя со всеми вопросами в Республиканский комитет по транспорту и связи Совета министров АРК.
Не называя своей фамилии, представитель комитета рассказал, что аэропорт обслуживает до 12 000 пассажиров в сутки. «Пассажиропоток все время растет, количество рейсов - тоже. В начале апреля у нас было только 8 рейсов в день, а вот сегодня уже 106. В среднем - 70-80 рейсов в день», - говорит он.
По его словам, такая динамика позволяет рассчитывать на то, что с середины июля-августа количество пассажиров в сутки составит 30-40 тыс.
Напомним, в 2013 году Симферополь, второй по величине аэропорт страны, обслужил 1,2 млн пассажиров. Таким образом, пассажиропоток аэропорта может за счет рейсов в РФ вырасти в два раза.
Крымский чиновник подтвердил, что пассажиропоток формируют российские компании: «Единый билет для самолета не действует, но там свои программы лояльности.
Например, с «Аэрофлотом», у которого самые низкие цены в Крым, можно из Москвы прилететь за 4000 руб. (около 1370 гривен. - Forbes)».
О том, что вопреки запрету в Крым летают российские компании, знают в украинской Госавиаслужбе, Евроконтроле и ICAO (Международная организация гражданской авиации).
На прошлой неделе в ответ на запрос ЦТС в Евроконтроле объяснили, что орган «не имеет юридических полномочий отклонить планы полетов авиакомпаний, если маршрут формально не закрыт НОТАМ от компетентного органа».
«Украина закрыла определенные маршруты в Симферополь, но не все воздушное пространство. Мы отвергаем любой план полета, представленный нам, который использует любой из закрытых маршрутов», - цитирует издание ответ Евроконтроля.
Россия не является членом Евроконтроля, объясняет начальник отдела внешних связей Госавиаслужбы Елена Мельник.
Эта организация создана для надзора за безопасностью воздушного движения в пределах Европы, Украина стала членом Евроконтроля в 2004 году. Так что Россия не обязана запрашивать у этого органа какие-либо разрешения или отчитываться перед ним в связи с выполнением полетов в Крым.
«Российские авиакомпании используют смежность воздушных пространств и не пользуются услугами украинских диспетчеров при полетах в Крым, облетая материковую Украину через Ростовский район полетной информации и над Азовским морем», - поясняет Мельник.
По ее словам, Украина полностью закрыла воздушное пространство над Крымом до 290-го эшелона, то есть до высоты примерно 8500 метров.
Кроме того, запрещены прилеты и вылеты в аэропорты «Севастополь» и «Симферополь», поскольку российские военные захватили все объекты в аэропортах, без которых украинские диспетчеры физически не могут выполнять функции по обслуживанию взлета и посадки.
Более высокие эшелоны открыты для пролета, потому что на них выполняются транзитные рейсы - из Европы в Азию и обратно, в том числе из Украины в Азию и на Ближний Восток. Украинские диспетчеры сохраняют контроль над этим транзитным воздушным пространством и продолжают предоставлять услуги по аэронавигационному обслуживанию авиакомпаниям.
Полностью закрыть полеты над Крымом для Украины - экономически невыгодно.
Глава Госавиаслужбы Денис Антонюк уверен, что авиавластями были предприняты все необходимые меры. «Вопрос - а почему мы должны закрывать все пространство для пролета? Аэропорт Симферополь закрыт? Да. Одесса и Днепропетровск обеспечивают контроль над Черным морем? Да. Официально Крым - наша территория? Да. Черное море делегировано нам ICAO? Да. Деньги за пролет (над Черным морем. - Forbes) идут России? Нет. Так что еще нужно закрывать?» - прокомментировал он в соцсети Facebook.
Украинские службы по обеспечению безопасности воздушного движения контролируют воздушное пространство не только над Украиной, но и над территорией Черного моря.
Это право делегировано нашей стране ICAO - спецучреждением ООН, созданным для надзора за соблюдением условий Чикагской конвенции.
Ранее аэронавигационное обслуживание над Черным морем выполнялось Симферопольским центром полетной информации, а сейчас эти функции взяли на себя ближайшие Одесский и Днепропетровский центры.
«Воздушные трассы над Черным морем и частично Крымом - самые загруженные из всех, которые приходится обслуживать украинским диспетчерским центрам, «Украэрорух» получает от них до 60% своих доходов», - констатирует директор Центра экономического и политического анализа Александр Кава.
Денис Антонюк считает, что если Украина из-за оккупации Крыма попытается закрыть пролет над Черным морем, то ICAO попросту делегирует контроль над ним какой-нибудь другой стране, поскольку иначе авиакомпаниям придется облетать эту зону, и это создаст для них неудобства.
Если к Евроконтролю, в отличие от Украины, Россия не имеет прямого отношения, то членство в ICAO объединяет две враждующие страны.
Поэтому организация взяла на себя роль арбитра в конфликте сторон по поводу Крыма, говорит Елена Мельник. С подачи ICAO стороны договорились провести три раунда консультаций под ее эгидой, в ходе которых должно быть найдено какое-то компромиссное решение.
Уже прошло два раунда консультаций, 8 апреля и 20 мая, которые ни к чему не привели.
Следующий раунд запланирован на июль. «Позиция украинской стороны в этих переговорах - отстоять свои суверенные права и принудить российскую сторону к выполнению своих международных обязательств в соответствии с резолюцией ООН о целостности территории Украины», - отмечает представительница Госавиаслужбы.
Однако некоторые участники рынка считают, что все это похоже на «забалтывание» вопроса. «Единственный инструмент принуждения России к выполнению своих международных обязательств - это санкции к авиакомпаниям. Но как мы можем требовать каких-то мер от Евроконтроля, если сами ничего не предприняли?» - возмущается исполнительный директор авиакомпании «Аэроджет» Анатолий Мазуренко.
Первым шагом должен быть запрет российским перевозчикам на полеты в Украину. «Да, пострадают наши пассажиры и авиакомпании, поскольку Россия наверняка примет ответные меры. Но экономическое давление - это единственный способ выиграть эту войну, иначе современные войны не выигрываются», - считает Мазуренко.
По его словам, авиакомпания «Аэроджет», которая специализируется на чартерных перевозках, ранее до 15% своего пассажиропотока формировала за счет рейсов в Крым, но сейчас не рассматривает никакой возможности заработка на этом рынке.
Он выразил предположение, что блокирование подобных жестких мер со стороны Госавиаслужбы обеспечивают крупнейшие украинские авиаперевозчики, которые боятся потерять рынок перевозок с Россией.
По словам Мазуренко, недавнее появление Крыма в системах бронирования авиакомпании МАУ неслучайно: Госавиаслужба рассматривала возможность внесения изменений в закон об оккупированных территориях, которые позволили бы избежать необходимости запрета полетов на полуостров.
Елена Мельник подчеркивает, что на данный момент украинская сторона не рассматривает возможности влиять на РФ в вопросе Крыма путем применения санкций к авиакомпаниям.
«Это будет иметь слишком далеко идущие экономические последствия для многих.
Например, наши пассажиры не смогут летать в Казахстан и другие страны Азии, поскольку Россия закроет пролет над своей территорией. Так можем потерять целую отрасль», - уверена Мельник. По ее словам, в ICAO также нет механизма введения санкций в отношении авиакомпаний. Но, скорее всего, европейцы руководствуются теми же мотивами - риск утраты рынков Азии и РФ для перевозчиков ЕС.
В Госавиаслужбе уверяют, что в случае провала и третьего раунда консультаций у украинских специалистов имеется некий «план Б», как повлиять на Россию.
Его детали раскрывать отказываются, ссылаясь на дипломатическую этику и риск неудачи в переговорах.
Forbes запросил комментарии для статьи у российской стороны - «Росавиации» и компании «Аэрофлот», но на момент выхода материала, вопреки обещаниям пресс-служб компаний, ответы предоставлены не были.
Екатерина Гребеник