фото: AP Кристоф де Маржери
Французская нефтяная компания Total, пожалуй, единственная западная топливно-энергетическая корпорация, которая не только активно сотрудничала с Россией, но и зачастую поддерживала и лоббировала наши интересы на мировой политической и экономической арене.
И в первую очередь - благодаря усилиям Кристофа де Маржери. Он был одним из идеологов заключенного Total в середине 1990-х годов соглашения о разделе продукции. На его основе французы начали добывать российскую нефть, вкладывая в освоение сотни миллионов долларов.
Потом, в 2009 году, де Маржери на встрече с Владимиром Путиным пообещал, что ни при каких обстоятельствах не изменит положительного мнения относительно России, даже если цены на нефть упадут в разы и работать на рынке нашей страны станет не рентабельно.
Свое слово он сдержал. Даже после объявления санкций де Маржери утверждал, что Total не уйдет из России. Более того, он открыто выступал против США, предлагая в сделках с нефтью и газом заменить доллар альтернативными валютами.
Трагическая гибель де Маржери ударит по репутации России еще сильнее, нежели крушение малайзийского Boeing над небом Донецкой области, — уверен президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. «К нему прислушивались не только французские министры и бизнесмены, но и весь деловой мир Евросоюза. Остается надеяться, что экономический баланс, который был достигнут между Россией и Францией во времена
Шарля де Голля, сохранится», — заявил Юргенс.
С ним согласен генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. «Выступая в этом году во французском Сенате, де Маржери подтвердил, что экономические отношения с Россией должны сохраниться, невзирая ни на какие политические раздоры с ЕС или США.
Нужно отметить, что на эту встречу ему пришлось фактически продираться сквозь толпу митингующих, которые выступали в поддержку нового руководства Украины и лично Петра Порошенко и Арсения Яценюка. Как оказалось, Франция согласилась с санкциями, лично де Маржери — нет.
На него оказывали давление — и гражданское сообщество, требовавшее от французского бизнеса уйти из «путинской» России, и проамерикански настроенные чиновники Евросоюза», — отметил Симонов в беседе с «МК».
«Де Маржери прилетел в нашу страну на встречу с Дмитрием Медведевым в рамках заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям в России. Это одна из самых авторитетных площадок, на которых обсуждаются предметные вопросы развития российской экономики и положения нашей страны на международном рынке.
Де Маржери занимал здесь особое место — он шел против течения, когда европейцы или американцы начинали давить на нашу страну, вводить инвестиционные ограничения, в особенности, в отношении нефтегазовых проектов», — считает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
Кому же на руку смерть Кристофа де Маржери? Существует несколько проектов и идей, в которых он являлся далеко не последним человеком, и его гибель может оказать значительное влияние на результат.
Северный и Южный потокиЭти два газопровода должны исключить Украину из экспортной цепочки поставок российского газа в Европу. «Северный поток» уже построен. Однако он используется не на полную мощность, поскольку Еврокомиссия требует допустить в трубу сторонних поставщиков «голубого топлива» (например, Азербайджан).
Строительство «Южного потока» заморожено по тем же причинам. ЕС упирается, настаивая на выполнении нашей страной европейских нормативов.
Де Маржери был одним из тех, кто выступал за энергетическую безопасность Европы и ее независимость, главным образом, от Украины, которая неоднократно воровала газ из экспортной трубы. В преддверии зимы и в отсутствие окончательных договоренностей о поставках из России, не исключено, что Киев вновь займется излюбленным делом.
Штокман- Это одно из крупнейших газокондесатных месторождений в мире. Оно расположено в Баренцевом море. Западные компании пытались войти в этот проект с середины 1990-х годов, — рассказывает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. - Однако только в 2005 был сформирован список из потенциальных иностранных участников консорциума по разработке Штокмана — норвежские Hydro и Statoil, французская Total и американские Chevron и ConocoPhillips.
В 2007 году после телефонного разговора Владимира Путина и экс-президента Франции Николя Саркози было объявлено, что партнером «Газпрома» в освоении Штокмана станет Total, а также, возможно, Statoil и Hydro, которые к этому времени объединились в одну корпорацию.
Не последнюю роль в этом выборе играл де Маржери. Американцы и до его смерти предпринимали попытки стать участниками проекта. Штокман пока не разрабатывается. Если санкции против России снимут, у компаний США появится шанс вернуться в проект, заменив в этом деле Total.
«Отмена» доллараПо словам старшего аналитика «Альпари» Анны Бодровой, несколько месяцев назад де Маржери активно лоббировал увеличение доли евро в мировой торговле, говоря, что нет никакого смысла платить за нефть долларами.
Конечно, все комментарии на этот счет носили характер поддержки евровалюты. Но и Россия заинтересована в деамериканизации любых финансовых расчетов. Теоретически, Total могла бы в перспективе договориться с российскими нефтяниками о платежах в альтернативной валюте, что фундаментально сказалось бы на позициях доллара.
Кто преемники? Конечно, эту версию нужно отмести сразу — никто из руководителей Total не стал бы «заказывать» де Маржери, да еще и столь изощренным способом. Однако стоит назвать его возможных преемников. Это президент по разведке и добыче Ив Луи Даррикарер, маркетинговый директор Филипп Буассо и директор отдела нефтепереработки Патрик Пуйанне.
Акулы бизнесаСмерть де Маржери неизбежно повлияла на котировки акций Total и российского «Новатэка», более 17% которой принадлежат французам. Бумаги обеих компаний упали более чем на 2%. Покупка акций компаний дешевле, чем их можно продать в дальнейшем, принесет определенным игрокам миллионы долларов прибыли.
Николай Макеев
Источник: _http://www.mk.ru/